«Корабли постоят и ложатся на курс…»

«Корабли постоят и ложатся на курс…»

«Паллада»… Жители Камчатки всегда рады увидеть в акватории Авачинской губы этот парусник – легкий и светлый, будто вернувшийся из прошлых столетий, от дальних неизведанных берегов. Учебное трехмачтовое судно Дальрыбвтуза – олицетворение юности, бесстрашия, становления характера. Именно здесь будущие морские волки делают свои первые шаги в одной из самых сложных и интересных профессий

В середине марта 14 камчатских курсантов отправились сюда на практику. Из них четверо – студенты Камчатского государственного технического университета. Это будущий электрик Иван Гордеев, механик – Сергей Тишаков и два судоводителя – Алексей Квашнин и Елизавета Ивахненко, героиня одного из недавних номеров «Рыбака Камчатки».

Фрегат ушел в плавание на 52 дня. Простому обывателю остается лишь гадать, чем же заняты курсанты во время практики. Программу юбилейного 140-го учебного рейса в Сети найти нетрудно. Ребятам предстоит посетить два иностранных порта: Пусан (Южная Корея) и Нагасаки (Япония). Их ждет учеба по отработанной годами схеме подготовки моряков. В Стране восходящего солнца экипаж и курсанты «Паллады» присоединятся к фестивалю парусных судов «Нагасаки-2018». А в Пусане примут участие в праздновании Дня Победы и акции «Бессмертный полк», которые организует Генеральное консульство России. Многие с собой в рейс взяли портреты своих дедов и прадедов. Наш будущий капитан Лиза согласилась делиться с читателями «Рыбака Камчатки» впечатлениями о жизни на «Палладе» с того момента, как ребята очутились во Владивостоке.

17 марта

В первый день мы просто прибыли на «Палладу», узнали о том, что каждое утро на палубе будет проходить зарядка. Затем завтрак, построение на флаг по форме. Далее завтрак у второй смены (ведь курсантов очень много). Следом малая приборка, судовые работы, обед, снова работы и большая приборка. Такой вот режим дня.

18 марта

День выборов. Всех отпустили в увольнение – нам организовали автобус и вывезли на голосование. Еще мы погуляли по Владивостоку, поглазели на город, накупили в рейс книг и вернулись на «Палладу».

19 марта

С утра после зарядки готовились к отходу: приводили в порядок каюты. Тем временем заезжали вновь прибывшие. А кто-то здесь уже с 13 марта. Все мы (114 курсантов) из разных учебных заведений – Дальрыбвтуза, Керченского государственного морского технологического университета, Дальневосточного мореходного училища, Владивостокского морского рыбопромышленного колледжа и, конечно, КамчатГТУ.

20 марта

В этот день мы тренировались по тревогам: общесудовая – в спасжилетах бежим в аудиторию, тревога при пожаре, «человек за бортом», оставление судна – берем гидрокостюмы, поднимаемся на палубу и строимся там.

Днем приехали журналисты с телевидения. Снимали, как мы ведем судовые работы, расспрашивали, что для нас значит практика, удивлялись, что здесь и девчонки есть, оказывается. Причем не только из Владивостока. Да, на «Палладе» 11 девушек, все учатся на судоводителей. Такой вот суматошный был денек – подготовка к выходу в море. А под вечер некоторых снова отпустили в увольнение.

21 марта

На сегодня намечен отход. После малой приборки, которая следует сразу за завтраком, началось оформление документов, а пока всех рассадили по каютам. Кто-то читал книгу, кто-то слушал музыку, а кто-то просто спал. В восьмом часу наконец-то отшвартовались. По форме нас построили на шкафуте левого борта. И вот, довольные, под «Прощание славянки» мы наконец-то уходим в плавание. Многие – в первый раз.

22 марта

Подъем, стандартная зарядка – пробежка и разминка. Но мы с камчатскими друзьями остаемся здесь до завтрака, чтобы подтянуться на турниках, посидеть на шпагате. Сегодня был первый аврал: все надевают страховочные пояса, поднимаются на палубу. К мачтам нас не допускают, пока не сдали экзамены и не получили разрешение для подъема. Учили снасти, перетягивали брасы – тросы, которые нужно тянуть, чтобы развернуть рею. Рея – это горизонтально направленная к мачте перекладина, к ней подвешивается парус. К брасу в первый день меня не подпустили. Считается, что это мужская работа.

Потом была лекция по парусному вооружению. Вел ее старший боцман Николай Александрович Абрамов. 29 марта ему исполнилось 70 лет. Это высокий седовласый мужчина с голосом пирата. Очень крутой мужик, давно здесь работает. Ходил на огромном количестве парусных судов, знает нереально много. Рада, что мы работаем с ним.

Нас разделили по мачтам. Мне досталась грот-мачта (есть еще фок- и бизань-мачты). Нашего боцмана зовут Владимир Анатольевич Рыбков – простой в общении усатый мужчина. Всегда готов помочь. Но за меня опасается, ведь обычно девчонки на мачты не поднимаются.

В этот день ближе познакомились и подружились с ребятами из других вузов, на моей мачте всего трое курсантов с Камчатки. Почему-то сразу мне дали прозвище Кошка. Вечерами играем в настольный теннис. Сегодня сказали, что будем готовить концерт для выступления в Нагасаки. Просили сделать танец «Яблочко», вальс, спеть песни под гитару.

23 марта

Капитанская уборка длится весь день – убирают все и вся. Водой из шлангов моем палубы, оттираем все шкотовые, тросы, весь бегучий такелаж (тросовая оснастка судна), ржавчину, что-то подкрашиваем. Очистили все. Погода отменная: солнышко греет, и мы уже не в бушлатах и куртках, а в обычной рабочей одежде. Потом четвертый помощник забрал меня с капитанской приборки. Помогала ему оформлять документы для захода в порт Пусан.

Вечерком к нам пришел капитан Сергей Анатольевич Толовиков. Каждый курсант сыграл с ним партию в настольный теннис, но никто не смог обыграть, очень уж мастерски у капитана это получается. А может, это мы еще толком не разыгрались?

24 марта

Учеба здесь чередуется с работой. Сегодня тем, кто спит на нижних койках, дали день на подготовку к экзамену. Мы ходили по палубе, учили шкоты, горде́ли, где какой парус находится, какая мачта. К примеру, на грот-мачте (второй от носа корабля) есть грот, нижний грот, грот-рей, грот-марса-рей, грот-брам-рей, грот-бом-брам-рей (самая верхняя). Ее высота 49,5 м.

Затем был аврал за авралом. Перетягивали брасы. Теперь и мне доверили это непростое дело. Первое время мышцы болели, потом привыкла. После ужина учились с Марком танцевать вальс для концерта в Нагасаки. Так как Марк делал это впервые, старались не отдавить друг другу ноги. А еще подбирала аккорды к песне о Петропавловске-Камчатском, которую попросил спеть старший помощник капитана по учебной работе Владимир Иванович Раменский.

25 марта

С самого раннего утра бегали, готовили форму для построения на флаг. Многие простыли. Это и понятно: море, холодный ветер, адаптация. У меня тоже разболелось горло, даже голос пропал. Спускали венки на воду в память о погибших русских моряках. Фотографировались вместе с капитаном в его красивой парадной форме с аксельбантами и парадным белым ремнем. Дальше потянулись обычные судовые работы. С грот-мачты меня забрал старший боцман Николай Александрович. Познакомилась с матросами. Вместе мы крутили металлическую проволоку заземления на ванты (снасти стоячего судового такелажа). Старший боцман вручил долгожданный страховочный пояс. У мальчишек такие уже были.

Потом я рассказывала о такелаже ребятам, у которых был учебный день, чтобы все точно сдали экзамены. Только тогда им разрешат подниматься на мачты дальше. Попросила матроса Дмитрия показать, как вяжут некоторые узлы, а потом колдовала над беседочным, боцманским, прямым и др.

Вечер завершился маленькой победой: подошел капитан и сообщил, что я буду играть в теннис с ним в команде – двое против двух. Круто! Мы отыграли шесть партий. Седьмую, правда, уступили – устали.

26 марта

Назавтра был аврал. Впервые поднималась на марсовую площадку над первой реей (высота метров 20). Учились переходить от вант на левом борту к правым по бертам. У меня, как и у многих, все получилось. Были и те, кто категорически отказывался подниматься наверх. Вообще, море переносят легко, увы, не все. В какой-то момент у меня соскочил страховочный карабин. Пока исправляла ситуацию, матросы снизу поддерживали, успокаивали: «Не переживай, так бывает». Было совсем не страшно, но их забота приятна. Такая вот дружная команда подобралась на нашей грот-мачте. Подниматься на рею, проходить к нокам (это край реи), ставить парус, развязывать и завязывать узлы – очень тяжелая работа. Из всех для нее отобрали человек восемь, и, о чудо, меня в том числе! Было страшновато и необычно, ноги дрожали. Но мы сделали это!

28 марта

Вахта на камбузе. Чистили картошку, резали капусту. Готовую еду носили в столовые – для комсостава, к матросам и боцманам, к курсантам. Мыли камбуз. И так до вечера. В этот день сильно качало, ветер достигал 10 м/с. Были авралы. На рею в этот день не поднималась, только тягала брасы. Когда ставили паруса, меня отправляли на камбуз помогать тете Томе – Тамаре Дмитриевне, очень хорошей женщине.

29–30 марта

Сегодня «рабочка», а не учебный день. Меня решили немного пожалеть, так как самочувствие еще оставляет желать лучшего. Весь день посвятила книге. Позже узнала, что с восьми до полуночи стою на вахте на крыле мостика (этакий балкончик на открытом воздухе) впередсмотрящей. А значит, в бушлате и шапке на холодном, пронизывающем ветру. Все прошло хорошо и спокойно. Учились определять скорость и направление ветра при помощи анемометра и другими приборами у третьего помощника Алексея.

Утром на вахте капитан «гонял» по обычным для практиканта вопросам: что это за судно, какой у него пеленг, куда направляется? Были авралы. Во время первого меня поставили на руль для разворота судна. Это совсем не сложно. Надо просто выполнять указания капитана. На второй аврал (была неплохая качка) боцман не пустил меня на реи: «Ты устала после вахты, отдохни». А я еще прилежнее укладывала снасти, чтобы наверх отпускали чаще. Старания не прошли даром: на третий аврал меня отправили на рею убирать парус. Несмотря на ветер, там было не страшно и не холодно. Парус зачехлили, подвязали, с чем боцман меня вскоре и поздравил, вручив конфету. А парням сказал, чтобы равнялись на меня, ведь в тот день желающих подниматься на рею было мало. Руку тянула только я.

Вечером помогала готовить форму ребятам для захода в Пусан, а еще училась плести из веревок ковер. Узнав, что отчет по практике нужно писать на «Палладе», а не в университете, все начали больше заниматься учебой.

Боцман Владимир Анатольевич упомянул, что в разговоре комсостава о дальнейшей работе всплыла тема о поднятии курсантов на мачту. Он попросил разрешения у капитана, чтобы я поднималась на бом-брам-рею – самую высокую на грот-мачте. Руководитель практики Никита Сергеевич Хаблов подтвердил: «Это самая смелая девчонка, многим парням нос утрет». «Точно, – согласился боцман, – вечно первая рвется на амбразуру». В общем, меня поставили туда вместе с Богданом, у которого за плечами три рейса. Это моя личная победа.

31 марта

День посвятила книге и учебе, а потом наждачкой чистила кофель-нагельные планки и драила палубу.

1 апреля

Воскресенье! Такое ощущение, что сегодня настоящий праздник. Подъем объявили жутким шепотом из фильма «Пила». Голос этот говорил вроде бы обычные вещи, но помимо рабочего платья (так действительно называется одежда курсанта) предложил приготовить… винтовки. Было страшновато, но и забавно одновременно.

Весь день прошел за капитанской приборкой. Одному матросу захотелось повеселиться, и он окатил меня водой из шланга. В долгу я не осталась. Битва водой продолжалась примерно час. Мокрые до нитки мы носились по палубе. Правда, на ужин пускают только в сухом рабочем платье, поэтому пришлось срочно брать у ребят брюки и матроску.

Продолжение следует

Записала Дарья КОЖЕМЯКА

19:00
1163
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...