Невезучий бербоут

Невезучий бербоут

Красная путина дала рекордные уловы. Огромные партии рыбы нуждаются в транспортировке. Именно в этот момент погранслужба решила вывести из работы транспортный флот.

Проблема в том, что в недрах погранслужбы родилось новое толкование законов. Теперь, по ее мнению, иностранные суда, которые находятся в бербоут-чартере у российских компаний, не имеют права заниматься перевозкой рыбы в наших водах. Пограничники поясняют свою позицию тем, что транспортировка рыбной продукции входит в понятие рыболовства, а рыболовством могут заниматься только российские собственники (часть 4 статьи 16 ФЗ о рыболовстве).

В итоге уже по крайней мере три судна, находящиеся в бербоут-чартере, попали под арест за якобы незаконное рыболовство в виде транспортировки улова. Норвежский рефрижератор Silver Copenhagen задержан в мурманском порту, а рефрижераторные суда «Ретривер» и «Мариам» — во Владивостоке. Под угрозой ареста оказалось еще 15 транспортников.

Это крайне тревожная ситуация для всей рыбной отрасли, но для Дальнего Востока – особенно. Лососевая путина дала рекордные уловы. Огромные партии продукции нуждаются в транспортировке, и в этот самый момент транспортные суда одно за другим сходят с дистанции.

По словам вице-президента ВАРПЭ Владимира Григорьева, транспортного флота, который есть в России, не хватает для работы в российской зоне. Не говоря уже о дальних районах промысла. Бербоут-чартер помогает восполнять этот дефицит. Без него не обойтись.

«Когда писали закон о рыболовстве, в нем перечислили все, что подразумевается под рыболовством и что делает рыболовное судно. Рыболовное судно ищет, ловит, перегружает или самостоятельно транспортирует свой груз в порт. В отличие от рыбодобывающего, транспортное судно рыбу не ловит, но перегружает и доставляет. И нельзя к транспортникам предъявлять требования как к рыбакам. Если пограничное управление ФСБ России перекроет возможность работы транспортных судов, зафрахтованных российскими компаниями по бербоут-чартеру, то это парализует поставку рыбопродукции на территорию Российской Федерации», — считает Владимир Григорьев.

Свой анализ действующего законодательства подготовила юридическая служба холдинга «Норебо». Цитата:

«В настоящее время регулирование деятельности, связанной с перевозкой рыбной продукции из районов промысла в порты, не имеет необходимого эффективного регулирования в Законе о рыболовстве и подзаконных нормативно-правовых актах...

Применение санкций к транспортным компаниям за использование иностранных судов для перевозки рыбной продукции в российские и иностранные порты, а также к российским рыбопромысловым компаниям за несоблюдение требований к транспортным судам за пределами российской юрисдикции, окажет деструктивное влияние на развитие российского рыбохозяйственного комплекса».

Единственный выход – внесение изменений в законодательство, а это может занять месяцы. Но рыба ждать не может.

Такие «пограничные» проблемы возникают с угрожающей регулярностью. Стоит вспомнить ситуацию, которая сложилась лет пять назад. Было такое постановление правительства № 560, которое упрощало порядок пересечения границы для рыбаков. Тогда пограничники категорически отказались признавать транспортные суда, которые занимались перевозкой рыбы, рыбопромысловыми. Владельцы транспортного флота так и не смогли доказать, что тоже принимают участие в рыбном промысле. В то же время эти суда получили отказ в праве на упрощенный порядок пересечения границы в рамках новой редакции закона о госгранице, потому что, по мнению пограничников, использовались в целях рыболовства.

Искать логику в этих требованиях и трактовках бессмысленно. Остается лишь надеяться, что в Москве в пожарном порядке найдут пусть временное, но все же решение проблемы.

Алексей ПЛАТОНОВ

19:00
930
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...