Душа «Громобоя»

Душа «Громобоя»

Сейнер-траулер «Громобой» работает в колхозе им. В.И. Ленина всего два года, но уже прогремел на всю Камчатку. Современное судно нового типа одним из первых в 21 веке отправилось на промысел сельди иваси. А этим летом «Громобой» порадовал полуостровитян горбушей стоимостью 45 рублей за килограмм, тем самым снизив цены на эту рыбу в крае. И если о пароходе сказано уже много, то о его капитане несправедливо мало. Мы решили это исправить. Знакомьтесь, капитан сейнера Виктор Ворошилов

В разговоре Виктор Борисович часто повторяет, что никогда ничего не планировал и даже капитаном стал «как-то спонтанно». Эти слова вводят в замешательство, ведь еще в начале июля он получил почетную грамоту Федерального агентства по рыболовству из рук его руководителя Ильи Шестакова. Можно ли стать одним из лучших в своей профессии случайно или это скромность моего собеседника?

Морская сказка

Виктор Ворошилов родом из Новосибирска. Вырос в семье рабочих – родители трудились на заводе. Свое детство он провел, как обычные ребята, во дворах и на спортивных площадках. Мечтал ли тот маленький мальчик бороздить водные поля океанов и морей, стоя на капитанском мостике?

«Вот не поверите, никем не мечтал стать. Не было серьезных мыслей об этом. Родители тоже не настаивали на конкретной профессии», – пожимает плечами мой собеседник.

После школы он поступил в Новосибирский станкостроительный техникум, потом ушел в армию. Спустя два года он вернулся домой, проработал год по специальности. В 1989 году он встретил свою будущую жену Оксану, которая училась в Новосибирске. После свадьбы молодожены решили отправиться в гости к родственникам Оксаны на Камчатку.

«Это был 1990 год. Непростое время. Край был закрыт, и было здесь спокойней, чем в Новосибирске», – говорит он.

В том же году в семье появилась дочка, и пока она подрастала, Виктор Ворошилов устроился на работу в цех Рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина. Через год, выучившись на матроса, он ушел в первый рейс на СТР «Снежный» на промысел сельди иваси. Потом работал на СТР «Карымский» боцманом и тралмастером.

«Морская романтика быстро затянула. Правда, только эта романтика и спасала. Зарплату если и выплачивали, то от нее почти ничего не оставалось, потому что инфляция сжирала все. Был рейс, когда хватило только на необходимое», – рассказывает капитан.

В 1998 году Виктор Ворошилов прошел курсы «маломерщиков» (специалистов маломерного флота). Одновременно с сокурсниками он поступил в Камчатскую государственную академию рыбопромыслового флота (будущий КамчатГТУ) на судоводителя. В 2000 году Виктор Борисович успешно закончил обучение и с этого года в море работал уже вторым помощником и старшим помощником капитана. А спустя 9 лет он вышел в рейс на СТР-420 «Путятин» в роли капитана.

«Чувствовалась большая ответственность, но страха не было. Когда идешь старпомом, знаешь, что выше есть капитан. А когда ты сам капитан, начинаешь понимать выражение «хороший улов – заслуга экипажа, плохой улов – виноват капитан», – улыбается Виктор Борисович.

В декабре 2015 года Виктора Борисовича назначили старшим помощником в команде, которая должна была перегнать из Норвегии на Камчатку судно «Громобой», купленное колхозом. Путь занял 3 месяца. Экипаж следовал не через Суэцкий канал, а через Африку. Руководство предприятия решило, что так безопаснее.

Первые впечатления от судна Виктор помнит хорошо. Уютные каюты, кожаные диваны, полы с подогревом. «По быту в сравнении с нашими СТ – это коттедж на воде. Сказка», – говорит он.

«Мы однажды сработались»

В прошлом году в газете вышел материал «Экскурсия в будущее», в котором наш журналист подробно рассказал о «Громобое». На сайте текст не остался без внимания. Один из читателей обратился с просьбой рассказать больше об экипаже корабля. А кого расспрашивать об экипаже, если не его капитана?

На «Громобое» работает всего 12 человек. Большинство процессов на сейнере автоматизированы. Норвежцы управлялись на этом судне вдевятером.

«Здесь больше мозгами надо думать: всё на пультах. Немного другая работа, более ответственная. Физически все равно приходится работать, но уже не так много. Народ у нас сообразительный, освоился быстро», – объясняет мой собеседник.

С 2015 года экипаж у Виктора Борисовича почти не менялся. Это два штурмана (старпом – Роман Сараев, второй помощник – Алексей Мигуш), три механика (стармех – Дмитрий Калугин, второй механик – Игорь Малов, третий механик – Андрей Еремин), электромеханик (Алексей Буевич), три матроса (Александр Коптелов, Виктор Герасимов, Александр Самылкин), повар (Пётр Воронков) и тралмастер (Дмитрий Коваленко). Все из Петропавловска-Камчатского.

«Мы как большая семья», – говорит Виктор Ворошилов. А в семье не только работают вместе, но и справляют праздники и дарят по случаю друг другу подарки. Часто помогают друг другу финансово, если у кого-то возникают непредвиденные трудности. В 2017-м экипаж впервые за долгое время оказался в Новый год на берегу, но отпраздновали наступление 2018-го все равно вместе. По-другому нельзя – традиция.

«Если сработанный экипаж – все будет хорошо и спокойно, потому что набрать людей на судно – это одно, а вот сработаться в море – совсем другое. Мы однажды сработались», – говорит о своей команде Виктор Ворошилов.

«Полмира пройти»

В начале июля 2018 года на борту «Горомобоя», который по праву считается одним из самых современных судов Камчатки, побывал глава ФАР Илья Шестаков. Он вручил Виктору Ворошилову почетную грамоту.

«Мы побеседовали на мостике с представителями руководства колхоза и ФАР. Илья Васильевич поздравил меня и команду, пожелал нам спокойного моря, хорошей работы и финансового благополучия, – говорит капитан. – Думаю, ему понравился пароход. У нас чисто, аккуратно, у него должно было остаться хорошее впечатление».

Недавно Виктор Ворошилов передал «Громобой» в заботливые руки другого капитана колхоза Ивана Скобелева, который работал у него старпомом. А сам ждет ноября: в это время Виктор Борисович с командой поедет в Калининград, чтобы оттуда перегонять на Камчатку ставший уже знаменитым новый траулер-сейнер «Ленинец».

«Нет, не чувствую волнения. Скорее думаешь, что опять два месяца перехода – полмира пройти. Знаете, это почти как в новую машину садишься. Ну, может, габариты не те. Главное, чтобы по технической части сюрпризов не было», – улыбается мой собеседник.

Как и в начале морского пути, Виктор Борисович не любит планировать будущее. О том, чтобы уйти на берег, пока речи нет. Он признается, что такие мысли посещают, когда приходится много работать без отдыха. Но наступает долгожданный отпуск, силы восстанавливаются, и душа снова просится на судно. Хотя семья хотела бы видеть его на берегу чаще.

«Чем я действительно горжусь, так это своей семьей. Моя жена всегда очень поддерживала меня, а ведь рейсы были и по 9 месяцев. У нас выросла дочь, так что я даже не знаю, о чем еще можно мечтать. Разве что хочется благополучия, мира и развития нашего колхоза. Сейчас строится фабрика, придут три новых парохода. Если развивается предприятие, развиваемся и мы», – говорит он.

Яна ГАПОНЮК

20:00
2059
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...