СРВ: подъем с глубины

СРВ: подъем с глубины

В такое трудно поверить, но Петропавловская судоверфь готова возродиться. Она обрела новых владельцев, которые хотят поднять ее с экономического дна. И это не китайцы, как предполагалось, а наши камчатские предприятия

До и после банкротства

Петропавловская судоверфь начала работу в 1936 году. За полвека советское государство вложило в ее развитие много сил и средств. Это было мощное предприятие, настоящий город в городе со своей электростанцией, АЗС, бомбоубежищем.

В 1990-х, когда объем судоремонтных работ на Камчатке рухнул почти вдвое, ПСРВ сумела выжить и сохранить инфраструктуру. Но дела здесь обстояли неважно. С 2010 года новости о судоверфи носили только печальный характер. Когда в 2014-м предприятие было признано банкротом, это никого не удивило. Вопрос был лишь в том, кто и за сколько купит его имущество.

Основные объекты шли с молотка единым лотом, что позволяло сохранить судоверфь как единый комплекс. Первые торги состоялись в 2017-м, но безуспешно. Вторая попытка была сделана летом 2018 года. В этот раз результат был, но для многих он стал сюрпризом.

До недавнего времени наиболее вероятным покупателем считался китайский инвестор, однако самую высокую цену предложила группа камчатских компаний.

Подчеркну, что речь идет о важной, стратегической, исторической, знаковой (не хватит эпитетов) территории в городе-форпосте. Не скажу ничего плохого о китайском инвесторе, но все-таки правильно, что СРВ купил не он, а наши земляки.

Что дальше?

В спасении СРВ участвуют ООО «РПЗ «Сокра» и ООО «Поллукс». Какие у них планы относительно судоверфи?

На мои вопросы ответил генеральный директор ООО «РПЗ «Сокра» Андрей Обедин. Разговор мы начали со слуха: якобы судоверфь купили, чтобы перепродать вдвое дороже.

«Это неправда. Даже если бы действительно нам предложили такую цену, я бы не согласился», – говорит Андрей Обедин.

По словам моего собеседника, его компания и партнеры по бизнесу вложили в покупку СРВ собственные, не кредитные деньги. Сумма большая, но Андрей Обедин уверен: оно того стоит. 30 гектаров земли, которые находятся в городе, рядом с ТЭЦ, прилегают к акватории, обеспечены дорогой и инфраструктурой, – это хорошее приобретение.

При грамотном руководстве СРВ способна дать, пусть небольшую, прибыль даже сейчас. На ее территории арендуют помещения. Судовладельцы платят за стоянку флота у причалов. Здесь можно хранить уголь и металлолом. Есть холодильник на 700 тонн продукции. Восстановив часть цехов и кранов, можно увеличить нынешние доходы. Но это программа-минимум.

Фирмы, которые купили судоверфь, – рыболовецкие. Их основное направление – прибрежный промысел, доставка и переработка улова на родном берегу. На этом строится их взгляд на будущее СРВ. Предполагается восстановить судоремонт, развивать переработку рыбы, строить холодильные мощности и, возможно, контейнерный терминал.

«После путины уловы с восточной Камчатки до сих пор вывозят. Отправляют рыбу в Китай, чтобы там ее порезали на кусочки, упаковали и отправили в Европу. А что нам мешает построить аналогичный завод? Я был на китайских заводах и не увидел там ничего такого, чего мы не сможем сделать сами. Если создать подобное производство в Петропавловске, то доставить рыбу сюда, а потом вывезти отсюда готовую продукцию будет быстрее и дешевле, чем работать через Китай», – уверен Андрей Обедин.

Но это пока общие идеи, варианты. Какие пути выбрать, еще обсуждается, в том числе с краевыми властями.

«Надо подойти к делу без спешки, всерьез, по-государственному с прицелом на годы вперед, – говорит мой собеседник. – В Пусане я наблюдал похожий объект. Корейцы разделили его на секторы. Начали с одного сектора. Завершили его обустройство, перешли к следующему. Так шаг за шагом модернизировали всю территорию.

Если будем опираться только на собственные силы, то за 10 лет отобьем расходы. Это нормальный срок окупаемости вложений в недвижимое имущество. Если сумеем привлечь дополнительные инвестиции, то дело пойдет скорее. Мы ведем переговоры с потенциальными инвесторами и готовы работать с зарубежными фирмами. Но пусть они приходят сюда как партнеры, а не как хозяева».

Доки – снова в деле

Символом краха СРВ стали ее плавдоки, затонувшие в результате бесхозности. Новые владельцы судоверфи решили приобрести и это имущество. К сожалению, лучший док судоверфи был продан раньше другим коммерсантам. Хотя он мог еще работать, его просто разделали на металлолом.

Остались два дока. По одному из них (длиной около 30 метров) достигнута договоренность с одним предпринимателем. Когда док поднимут и приведут в рабочее состояние, он готов его эксплуатировать.

«Мы – владельцы судоверфи – первыми запишемся к нему на ремонт. Правда, в этот док поместится судно не больше СТР-420. Но нам хватит. Те, кто доставляет рыбу на берег, работают как раз на таком флоте», – говорит Андрей Обедин.

Второй док намного крупнее (длина больше 130 метров). Пока не ясно, сможет ли он функционировать, но поднимать его все равно будут.

Это еще один аргумент, опровергающий слухи о том, что СРВ купили для перепродажи. Если бы речь шла о простой спекуляции, то зачем еще покупать за миллионы затонувшее имущество и возиться с ним, не зная точно, какая будет польза?

Кстати, сейчас работающий док для гражданского флота есть на Камчатке только в одной судоремонтной компании в Петропавловске. Если у него появится альтернатива, то наши рыбаки будут только рады.

Новые надежды

Сегодня СРВ напоминает Припять, зону постапокалипсиса, разграбленную и брошенную. И все же территория потихоньку оживает. Хоть в глаза это не бросается, но за три месяца сделано немало: отсыпана дорога, организована охрана, идет восстановление коммуникаций, энергоснабжения. К этим работам привлечены специалисты, которые трудились на СРВ раньше.

Когда-то компания Андрея Обедина сумела возродить в Петропавловске магазин «Океан», который превращался в руины. Не спорю, масштабы СРВ иные. Но стремление к цели и уверенность в своих силах все те же.

Конечно, заметных перемен к лучшему предстоит ждать долго. Впереди нелегкий путь. Однако возродить судоверфь – дело не только бизнеса. Это вызов всему нашему краю и федеральному округу. Предприятие (когда-то союзного значения) можно поднять только сообща. Хватит ли нам сил и мер государственной поддержки для такого важного проекта? Надо постараться, чтобы хватило.

Кирилл МАРЕНИН

СРВ: подъем с глубины 0
00:00
1720
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...