Город прошлого и настоящего

Город прошлого и настоящего

Перед Днем города мы встретились с камчатским историком и краеведом Сергеем Гавриловым и побеседовали о том, как изменился Петропавловск и проблемы его жителей.

Иногда, чтобы понять, что наш город стал уютнее, стоит только посмотреть фотографии улиц давно минувших лет. Город одной дороги – пожалуй, так можно назвать Петропавловск, глядя на старые фото. Но сегодня столица краевого центра активно разрастается.

«За последние несколько лет наш город очень преобразился, и жить в нем стало проще и уютнее, – считает Сергей Гаврилов. – Я, как человек пешеходящий, могу отметить, что хорошо стало с тротуарами. Сейчас можно пройти из одного конца города в другой – от ЖБФ до автостанции на десятом, – почти не сходя с асфальтированных дорожек. Разве что в районе Красной Сопки их нет. Во времена моего детства, в начале 1970-х годов, город представлял собой одну дорогу, вдоль которой тянулись заборы, склады, промышленные, и не только, зоны, войсковые части. А теперь мы видим, что он стал вытягиваться не только в длину, но и вширь. Появились обширные горизонтальные площадки, к примеру, район Комсомольской площади, не говорю уже о Северо-Востоке, который вполне похож на микрорайоны материковских городов».

За последние годы город не только вырос, но и стал ярче.

«В сравнении с материковскими городами раньше Петропавловск вызывал тяжелое ощущение. Особенно поздней осенью и ранней весной – серое небо, неуютные и тоже серые дома. Да и зимой было не вполне красочно. У нас снег лежит полгода. На белом фоне серые здания выглядят, мягко говоря, плохо. А сейчас раскидано много цветовых пятен в виде современных фасадов и крыш. Совсем другая картина», – уверен мой собеседник.

Что мой собеседник считает символом нового Петропавловска? Сергей Гаврилов считает, что на эту роль может претендовать новая «высотка» в центре города.

«А по поводу того, что это здание кому-то не нравится, можно вспомнить старую историю про Эйфелеву башню, которая когда-то считалась стальной уродиной, но вот уже много десятилетий является символом Парижа. Кто поручится за то, что и у нас со временем не будет так же?»

А что может символизировать наш город прошлого века?

«Каким был Петропавловск в 1920–1930-х годах, мы видим на улицах Красинцев и Ключевская, — говорит Сергей Гаврилов. — Первая представляет собой несколько зданий, построенных более века назад, показывая, как выглядел город еще до революции 1917 года. Жалко, что до ее полного восстановления за несколько десятилетий дело так и не дошло. Думаю, что эта улица после реставрации очень украсила бы наш город. На улице Ленинской особую ценность представляет дом купца Подпругина. Не побоюсь сказать, что это настоящий шедевр деревянного домостроения начала двадцатого века. А на улице Ключевской до сих пор сохранились дома № 19, 21 и 25, построенные в 1936 году. Когда-то в них жили семьи работников Акционерного Камчатского общества, а это место называлось АКОградом. Эти теперь неказистые дома некогда были очень «престижными», а сейчас представляют собой архитектурные свидетельства бурного довоенного промышленного освоения Камчатки. Такое же значимое здание имеет Камчатский политехникум, одно из первых каменных сооружений Петропавловска. В 1940–1950-е гг. его спортивный, он же актовый, зал был самым лучшим в городе. Это тоже памятник архитектуры.

Нельзя не отметить, как развивается городская культурная среда. За последние годы в Петропавловске открылись новый зал филармонии, детский кукольный театр и краевая детская библиотека. Но по-прежнему на Камчатке не хватает полноценного концертного зала и картинной галереи.

«В галерее можно было создать экспозицию современных работ местных художников. В ней в первую очередь следует «прописать» на веки вечные знаменитую галерею портретов наших земляков «Скрижали Камчатки». Кроме того, должен более достойно представлен наш краеведческий музей, давно требующий нового современного здания», — считает мой собеседник.

А вот жизненные сложности у горожан с течением времени остались практически теми же. В основном они определяются тяжелым климатом и оторванностью от «большой земли». Во время изучения архивов Сергей Гаврилов сделал для себя много открытий о жизни обывателей прошлого. Удивило большое количество усыновленных детей, непропорциональное численности населения в 1940–1950-е годы. Такое явление было вызвано ранней смертью многих родителей в 40–45 лет, как правило, из-за болезней суставов, туберкулеза. А иногда некоторые нерадивые родители просто бросали своих детей. Имелся и большой разрыв в доходах разных групп населения. Многие недоедали, а пенсионное обеспечение работало не очень хорошо: камчатцы просто не доживали до пенсии. И еще одна особенность камчатской жизни – множество «постоянно временных», то есть людей, годами и десятилетиями собиравшихся отсюда уезжать, соответственно и относящиеся к окружающей их обстановке.

«Бытовые сложности были всегда, — говорит Сергей Витальевич. — Но если бы преференции в пенсионной части для жителей Севера сохранились, многие задумались бы о переезде на Камчатку. Жизнь здесь хоть и сложная, но очень своеобразная и интересная».

Яна ГАПОНЮК

19:00
1065
Anna Frau
20:51
Совершенно не могу согласиться с двумя тезисами:
1) считаю золотую башню не символом, а позором нашего города,
2) слишком смело автор говорит, что в городе недавно построен кукольный театр.
Когда говорить не о чем, и получаются такие опусы.
Загрузка...