«Зелёная экономика» – это не столько про бабочек, сколько про деньги

«Зелёная экономика» – это не столько про бабочек, сколько про деньги

Некоторые рыболовецкие предприятия России получили либо стремятся получить экологический сертификат MSC. Как правило, они приглашают для этого зарубежных аудиторов. Но и в нашей стране есть аудиторская фирма, которая оказывает ту же услугу на более оптимальных условиях. Это ООО «Морская сертификация»

Экологическая сертификация – часть «зеленой экономики», которая охватывает все больше сфер нашей жизни. Мировой потребитель стал чаще отдавать предпочтение товарам с экомаркировкой, которая подтверждает, что продукт произведен по нормам и правилам современной цивилизации на всех этапах, начиная с добычи сырья.

Это не мода, а признание потребителем и производителем своей ответственности за будущее человечества в условиях истощения природных ресурсов.

Сегодня экологическая маркировка существует почти во всех ресурсодобывающих отраслях. В рыболовстве есть несколько различных программ сертификации устойчивости. Самая известная из них – MSC международной некоммерческой организации «Морской попечительский совет». Она охватила уже 12 процентов мировых промыслов (более 300 промыслов в 34 странах, включая Россию).

Маркировка MSC на продукте означает, что производитель прошел независимую сертификацию и отвечает научно обоснованным стандартам MSC для экологически ответственного рыболовства, а его товар полностью прослеживается от промысла до потребителя.

Сертификация работает по правилам бизнеса. Здесь – своя конкуренция. Между собой соперничают различные системы и аудиторы. К примеру, Морской попечительский совет сам не занимается проверкой компаний, претендующих на его сертификат. Они сами должны выбрать для такой работы аккредитованную аудиторскую фирму. От этого выбора многое зависит. Например, цена, которую придется заплатить за получение сертификата.

Российские рыбные предприятия, которые проходят сертификацию MSC, часто приглашают аудиторов из США, Англии, Норвегии. Но и в нашей стране есть аккредитованная аудиторская фирма, которая может оказать ту же услугу, – ООО «Морская сертификация».

Этой весной ее собственник Павел Трушевский приехал на Камчатку, чтобы принять участие в семинаре по сертификации. Он рассказал представителям местного рыбного бизнеса, какие услуги его компания может предложить в этой сфере. Павел Трушевский также ответил на вопросы нашей газеты.

– Павел Владимирович, сколько лет ваша компания занимается сертификацией в рыболовстве? Насколько широка география вашей работы?

– В 2016 году ООО «Морская сертификация» получило официальный статус ASI аккредитованного органа по сертификации, что дает ей право проводить сертификационные мероприятия по оценке рыбных промыслов и цепочек поставок по системе MSC, а также ASC (Попечительского совета по аквакультуре), и выдавать соответствующие сертификаты. Область действия полученной аккредитации распространяется на все страны. Таких аудиторских компаний в мире около десятка, а в России наша фирма – первая и пока единственная.

Сертификация устойчивости бизнеса для нас не нова. Наша команда имеет опыт такой работы и в других отраслях. Начинали мы в лесной промышленности около 10 лет назад. Как орган по сертификации наша компания работает в России, бывших республиках СССР, в Китае, Индии, в Европе и на Ближнем Востоке. В дальнейших планах – продвижение MSC-сертификации в странах Южной Америки, Африки и Океании.

– Кто был вашим первым клиентом в рыбном промысле? Сколько фирм вы уже сертифицировали в этой сфере?

– Нашим пилотным проектом стала сертификация промысла речного окуня в Братском водохранилище и сопряженной с ним цепочки поставок. Братск – моя родина, но я впервые узнал, какую высокую ценность имеет пресноводный окунь (мы всегда считали его дешевой рыбой) на международном рынке. Филе из него очень популярно в Швейцарии, хотя стоит там довольно дорого. Мы сертифицировали промысел окуня за полгода, что стало уникальным случаем в практике MSC (обычно такой процесс занимает не меньше 9 месяцев). На этом примере мы увидели, как на первый взгляд дешевая рыба превращается в премиальный продукт, если подойти к делу грамотно.

Всего по результатам нашей работы выданы уже 18 сертификатов MSC и ASC от Эстонии до Северо-Восточной Сибири. На Дальнем Востоке нашим первым клиентом стала ассоциация «Ярусный промысел». Для нее мы сертифицируем промысел тихоокеанской трески в Западно-Беринговоморской зоне и у Восточной Камчатки с приловом белокорого палтуса. Мы уже завершили оценку этого промысла и готовим отчет, чтобы вынести его на публичные слушания. По их результатам будет принято решение о выдаче сертификата. Если все сложится благоприятно, то сертификат будет выдан летом 2019 года. На сегодня это наш самый крупный проект в рыбном хозяйстве.

– Отличается ли процесс сертификации в рыболовстве от других отраслей?

– Отличие большое. Например, специалисты по сертификации в лесной промышленности универсальны. Они могут работать в разных регионах, в разных условиях. В MSC мы столкнулись с более сложной системой подбора экспертов. Здесь надо создавать отдельную команду аудиторов под каждый вид промысла. В ней должно быть два – три эксперта с ученой степенью, со специализацией на данном виде промысла и определенным количеством научных публикаций по объекту оценки. Поэтому процесс экологической сертификации в рыбном хозяйстве довольно трудоемкий и дорогой.

– Многие рыбные предприятия России, которые получили либо стремятся получить сертификат MSC, работают с зарубежными аудиторами. Что вы можете предложить нашим рыбакам помимо аналогичных услуг? Есть ли у вас конкурентное преимущество?

– С какой бы из аудиторских компаний ни работал рыбный бизнес, цель всегда одинакова – получение сертификата MSC. Номера сертификатам присваиваются централизованно, независимо от того, кто был аудитором. Но разница все-таки есть.

Как показывает наша практика, российскому клиенту намного удобнее работать с отечественной аудиторской компанией хотя бы потому, что мы говорим на одном языке во всех смыслах. Нам не нужен переводчик, поиск которого потребует дополнительного времени и денег. У нас один менталитет, мы понимаем нашу национальную и региональную специфику гораздо лучше, чем зарубежные специалисты. Наши клиенты знают номер моего мобильного телефона, для них я всегда на связи, если им необходимо оперативно получить какую-либо информацию.

Мы стараемся сформировать команду аудиторов так, чтобы она была максимально адаптирована для конкретной оценки, для конкретного региона.

Что касается цены, стоимость наших услуг изначально была меньше на 20–25 процентов, чем у наших иностранных коллег. А когда мы приходим в новый регион, предлагаем бонус будущим клиентам. Например, в Камчатском крае первые пять компаний, которые обратятся к нам за сертификацией, получат скидку 30–40 процентов от средней цены, существующей на рынке этих услуг. Речь идет об экономии десятков тысяч долларов.

– Часто меньшая цена означает более низкое качество услуги.

– Это не про нас. Услуги, которые оказывает наша компания, полностью отвечают требованиям MSC и других международных стандартов. А цена меньше, потому что мы не несем издержек, связанных с ведением бизнеса, которые делают более дорогостоящей работу экспертов из других стран.

В то же время мы стараемся сами управлять ценой. Так, наибольшую долю в стоимости аудиторской оценки занимают услуги аудиторской команды. Два года назад мы начали готовить собственных аудиторов. Подготовка включает отбор, обучение, стажировки. Мы тратим на это много времени и сил, но в итоге стоимость аудиторских услуг ООО «Морская сертификация» станет еще более оптимальной.

Мы – беспристрастная аудиторская компания и сертификатами не торгуем, но всегда стараемся угодить нашим клиентам.

– Если предприятие уже сотрудничает с какой-то аудиторской фирмой, может ли она ее сменить, не нарушив процесс получения или подтверждения сертификата?

– Если договор на аудиторские услуги заключен, а оценка еще не началась, то можно без проблем заключить новый договор с другой аудиторской компанией, которая предложит более выгодные условия. Если сертификат уже получен, то раз в год требуется проводить контрольную оценку для его подтверждения. В этом случае под контрольную оценку можно совершить трансферт – передачу полномочий от одной аудиторской компании другой. Технически это не влечет прерывания действия сертификата. Такая процедура предусмотрена во всех сертификационных системах.

– Какую долю рынка морской сертификации в России вы готовы охватить?

– Пока трудно сказать. В 2009 году наша компания, тогда мало кому известная, вошла в лесную промышленность, где к тому моменту уже 10 лет работали зарубежные аудиторские фирмы. К нам долго присматривались, прежде чем стали переходить к нам. Сегодня в лесной сертификации в России мы на первом месте, у нас – более 40 процентов доли рынка.

– Некоторым представителям рыбного бизнеса нашей страны свойственна консервативность. Они считают экологическую сертификацию поветрием, лишней тратой времени и денег. Когда вы сталкиваетесь с таким отношением, какие аргументы приводите в пользу экомаркировки?

– В итоге мы начинаем говорить друг с другом на языке денег, потому что «зеленая экономика» – это не столько про бабочек, сколько про деньги. Вложения в сертификацию устойчивости бизнеса надо воспринимать как инвестиции в свой проект. Да, она стоит дорого, но открывает новые перспективы, новые рынки, дает премию в цене. Те, кто на этом экономит, потом будут переплачивать в разы: деньгами, имиджем, качеством жизни.

Население Земли растет. Растут благосостояние людей и спрос на сертифицированную продукцию. Этим надо пользоваться, как пользуются другие страны, которые производят товары, в том числе из российского сырья.

Если взять главный ресурс рыбного хозяйства Камчатки лосося, то на первый взгляд проблем с его сбытом нет. Красная рыба всегда в цене. Но это не значит, что ее потенциал полностью исчерпан. Когда есть возможность продать свой товар дороже, зачем от нее отказываться?

Кирилл МАРЕНИН

19:00
626
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...