«Ленинец» пришел домой

«Ленинец» пришел домой

28 ноября в Петропавловск прибыл «Ленинец» – новый траулер-сейнер колхоза им. В. И. Ленина. Это судно стало флагманом инвестиционной программы предприятия.

По нашим меркам «Ленинец» относится к среднетоннажному флоту, но по эффективности опережает не только наши обычные среднетоннажники, но даже некоторые крупнотоннажные суда. Его главное преимущество – бережное отношение к сырцу. Здесь рыбу закачивают в специальные танки, где она охлаждается забортной водой. Это помогает сохранять свежесть и качество улова, пока его везут на берег.

Данный метод работы колхоз им. В. И. Ленина впервые опробовал на судне, купленном у норвежских рыбаков в 2015 году. Как и «Ленинец», этот добытчик унаследовал название от одного из заслуженных судов колхоза – «Громобой».

В том же 2015-м руководство колхоза решило продолжить обновление флота уже за счет строительства новых судов, оснащенных по последнему слову техники. Выбор был сделан в пользу российской верфи – калининградского завода «Янтарь». В январе 2016-го колхоз и «Янтарь» подписали контракт на строительство трех траулеров-сейнеров проекта SK-3101R, разработанного норвежской компанией Skipskompetanse AS. В июле того же года на «Янтаре» был заложен головной траулер «Ленинец».

Заказ подобных масштабов стал для наших судостроителей первым за последние 20 лет. Такого флота в России еще не строили. Поэтому процесс шел непросто. Помимо технических сложностей, вполне ожидаемых, вмешалась политика. Дело в том, что «Янтарь» входит в Объединенную судостроительную корпорацию, которая включена в санкционный список США. Из-за санкций партнеры из Норвегии отказались от некоторых своих обязательств. Например, поставщики системы транспортировки рыбы не стали выполнять пусконаладочные работы на судах. Но назло санкциям проект не превратился в долгострой.

26 августа 2019-го в торжественной обстановке «Ленинец» был передан колхозу. Началась подготовка судна к переходу на Камчатку. Первоначально планировалось отправить его Севморпутем. Но затем планы изменились. Да, СМП занимает меньше времени, однако ледовая обстановка создает свои риски. В итоге был выбран Южный морской путь.

В конце сентября «Ленинец» покинул Калининград и отправился на Камчатку. Вел судно опытный экипаж во главе с Виктором Ворошиловым, который работает в колхозе им. В. И. Ленина с 1990 года, пройдя здесь все ступени рыбацкой карьеры. Кстати, в 2015-м он стал капитаном «Громобоя» и принимал участие в перегоне этого судна из Норвегии на Камчатку (тогда тоже шли южным путем).

Переход из Калининграда в Петропавловск занял около 2 месяцев. Обошлось без приключений. Не подвели ни судно, ни погода. 28 ноября «Ленинца» встречали на пирсе колхоза. Под звуки оркестра траулер пришвартовался к причалу. Виктор Ворошилов и его команда сошли на берег, чтобы попасть в объятия своих родных, коллег и друзей, которые, конечно, переживали за наших моряков в течение всего рейса.

На митинге, посвященном этому событию, председатель колхоза Сергей Тарусов поздравил свой коллектив с пополнением флота, поблагодарил партнеров с завода «Янтарь», вложивших душу в этот проект, и всех, кто оказывал колхозу поддержку: главу региона Владимира Илюхина, Владимира Галицына, 10 лет проработавшего министром рыбного хозяйства края, и многих других.

В декабре «Ленинец» отправляется в свой первый промысловый рейс. В феврале следующего года на Камчатку должно прибыть второй траулер проекта SK-3101R «Командор», а весной – третий, «Ударник».

В 2023 году «Янтарь» планирует завершить строительство еще одного судна для колхоза им. В. И. Ленина – БМРТ проекта 5670WSD, который разработан ООО «Вяртсиля Восток» (Санкт-Петербург). Траулер будет назван «Виктор Гаврилов» в честь капитана дальнего плавания и ветерана колхоза. Это самое большое рыболовецкое судно из тех, что строятся сегодня на российских верфях.

Программа колхоза предусматривает обновление не только флота, но и береговой базы. Производство, рассчитанное на прием до 1000 тонн минтая в сутки, планируется запустить в 2020 году.

Успех этих проектов зависит не только от мастерства строителей и рыбаков. Свою роль играет и качество законодательства. Чиновники вроде приветствуют и новые суда, и переработку улова на родном берегу. Однако лишь недавно были упрощены требования по доставке и учету рыбы, доставляемой на береговые заводы. С обещанной государством помощью в виде «инвестиционных квот» на строительство флота тоже не все просто. Да, колхоз им. В. И. Ленина получит свою долю от этого ресурса за постройку «Ленинца», «Командора» и «Ударника». Но, увы, самые вкусные «инвестквоты» проплыли мимо проектов по строительству средне- и малотоннажного флота.

Инвестиции в рыбной промышленности, наверное, самые рисковые. Здесь слишком часто меняются базовые принципы. Причем меняются неожиданно, вопреки обещаниям и гарантиям высоких ведомств. И все же рыбаки продолжают вкладывать миллиарды в строительство судов, заводов, причалов, холодильников, терминалов, обеспечивая дальнейшее развитие отрасли.

Сергей НИКОЛАЕВ

Прямая речь:

Первый вице-губернатор Ирина Унтилова:

«Обновление флота – свидетельство устойчивого и динамичного развития экономики края и движения вперед. Я уверена, что современное оборудование, установленное на сейнере, позволит обеспечить наших жителей столь востребованной и качественной рыбой, ведь вашу продукцию любят как на Камчатке, так и за её пределами. «Ленинцу» – успешных рейсов, экипажу – везения, здоровья и благополучия!»

Министр рыбного хозяйства Камчатского края Андрей Здетоветский:

«Строительство «Ленинца» – первый в России проект, который реализовывался по программе «квоты в обмен на инвестиции». Сейчас колхозу, безусловно, очень важно эти квоты получить, чтобы модернизация флота предприятия никак не отразилась на кошельках камчатцев. Приход всех трех судов позволит фактически в круглогодичном режиме обеспечивать жителей края свежей охлажденной рыбой: и лососем, и белорыбицей».

«Ленинец» пришел домой 0«Ленинец» пришел домой 1«Ленинец» пришел домой 2«Ленинец» пришел домой 3«Ленинец» пришел домой 4
10:20
618
RSS
Wячеслаw
13:37

А чего порт приписки Калининград?????

Семён Семёнович
01:32

Наверное регистровые процедуры прошел в Калининграде. А теперь его пропишут в Петропавловске.

Загрузка...