«Море научило меня ответственности»

«Море научило меня ответственности»

Открывать череду публикаций о победителях конкурса «Лучший по профессии в рыбной отрасли» 2016 года выпало Сергею Ивановичу Григорьеву. Сотрудник компании «Восточный берег» участвует в конкурсе не первый раз, но именно в этом году он одержал победу в своей номинации «Лучший судомеханик»

Сергей Григорьев родился в городе Ейске Краснодарского края. В 1974 году, когда ему исполнилось 4 года, семья перебралась на Камчатку в село Майское под Козыревском. «Меня, помню, очень удивила природа. Не растут яблони и вишни. Все другое. И зимой холодно, морозы. Бегали по двору в валенках, балагурили», – вспоминает Сергей Иванович.

Когда Сереже исполнилось 10 лет, отец подарил ему мопед. Не дожидаясь летнего сезона, в этот же день вместе с друзьями он «обкатал» подарок. «Жалко его было. Мы ездили на мопеде прямо по снегу и льду. А еще я постоянно жег сцепление», – рассказывает Григорьев. С очередной неисправностью мальчик приходил к отцу и просил помочь. Вместе с папой он сидел в гараже и наблюдал за ремонтом. Так у него родилась любовь к механизмам и желание их чинить. Окончив школу, Сергей Григорьев хотел вернуться в Ейск и пойти по стопам своего дяди, который работал в морях технологом. Но родители не отпустили мальчика так далеко. Тогда он поступил в мореходное училище в Петропавловске-Камчатском на судомеханика.

В 1980-е года здесь кипела жизнь. В коридорах было не протолкнуться, а аудитории полнились курсантами разных специальностей. Первые годы учебы здесь для 15-летнего юноши из Майского были сложными. «У нас была полувоенная кафедра, а это значит рота, построения, дисциплина. Офицеры ходили», – вспоминает он. На третьем курсе группу Григорьева вместе с группой штурманов отправляют на практику через Москву на знаменитый барк «Седов». Четырехмачтовый парусник является самым крупным парусным судном в мире и до сих пор используется в учебных целях. В этом году «Седов» отметил юбилей – 95 лет. Он совершил более 90 учебных рейсов, на одном из которых удалось побывать и нашему герою.

Именно тогда Сергей Иванович познакомился с морем. На паруснике находился двигатель, который запускали для прохода по узким проливам. Этот двигатель студенты-судомеханики и изучали. «Когда парусник долго шел одним курсом, его клало на борт, было неудобно спать. Спали практически сидя. В Северном море было холодно. Помню, пальцы замерзали до костей, когда по мачте забирались. Перчатки надевать нельзя, потому что можно было сорваться, когда лезешь без страховки. Только голыми руками, чтобы полностью чувствовать, что кисть держит. Спускаешься и пуговицу в руки взять не можешь», – вспоминает Сергей Иванович.

Отогрелись курсанты только в Средиземном море. Потом парусник зашел в Неаполь, и экипаж неделю провел на Итальянской земле. Когда «Седов» снова вышел в море, у Сергея Григорьева открылась сильная морская болезнь. «Только появлялась качка – мне плохо. Много было мыслей: ради чего так мучиться, зачем? Но когда болезнь отступила, эти мысли ушли», – вспоминает он.

В том же году студент прошел рабочую практику в Камчатском морском пароходстве. Он ходил в Японию, обошел всю Камчатку, Сахалин и Приморье. После окончания рейса студентам выдали первую зарплату. «Было здорово, когда получили первые деньги. Но конечно, бо́льшую часть отдавали родителям, старались помогать. Себе-то не много надо было: форму, тетрадки и учебники выдавали, кормили, а девушек еще не было. Жизнь была другая. Мы были скромнее», – вспоминает мой собеседник.

Свою трудовую деятельность Сергей Григорьев начал в УТРФ. Работая на судне четвертым механиком, он уже тогда понимал, какая это ответственность. Но рядом были люди, которые помогали познавать тонкости судоремонта.

«У нас были хорошие старшие механики Дмитрий Иванович Хомяков и Евгений Михайлович Буханов. Мы постоянно наблюдали за их работой, они нам часто подсказывали, советовали. Очень многому у них научились», – рассказывает Григорьев.

Первый рабочий рейс оказался коротким, всего 1,5 месяца, и очень тяжелым. Тралили по 8 часов, двигатель не останавливался ни на минуту. Здесь, в УТРФ, экипажи на судах не менялись по 4 года. В таком сплоченном коллективе профессионально растешь очень быстро. Уже в 22 года Сергей Григорьев становится вторым механиком.

«Было волнительно. Мне доверили «сердце»судна, которое должно работать как часики. Я понимал, что есть еще четвертый и третий механики, мотористы, которые постоянно начеку, но я помню, что очень волновался. В составе экипажа 30 человек все-таки», – говорит он.

Потом уже появилась уверенность в себе как в грамотном специалисте. Он старался ходить на судах разного типа, чтобы постоянно учиться. И, как подчеркивает мой собеседник, работа всегда была любима.

В 1997 году Сергей Иванович перешел в «Юнион пасифик». Это было время, когда можно было перевести дыхание. «Зарплату всегда платили вовремя. Я стал больше времени проводить на берегу. Такой «график» очень помог восстановиться после тяжелого времени в УТРФ», – рассказывает Григорьев.

1990-е годы были не простыми временами для рыбной отрасли Камчатки. Престиж профессии рыбака упал, большинство людей ушло в коммерцию. «Но это все-таки Камчатка, и рыба здесь главнее. Я не могу сказать, что беззаветно люблю море, но оно мне многое дало. Здесь я нашел хороших знакомых, верных друзей. Море научило меня ответственности. Ведь если ты чего-то не углядел, здесь это может обернуться бог знает чем. Ты должен работать на совесть, иначе нельзя», – считает Григорьев.

После «Юнион пасифик» Сергей Иванович поработал пять лет в Пенжинской рыболовецкой артели групповым механиком, а потом перешел в «Восточный берег» на береговое производство. Спустя 14 лет работы судомехаником (из них 12 – «чистыми» в море) наш герой принял твердое решение, что пора перебираться на сушу. На этом предприятии он трудится уже пять лет.

«Я уверен, успех всей работы зависит от коллектива. Механики на своем месте следят за исправной работой двигателя, электромеханики, как Сергей Васильевич Толошный, следят за своим оборудованием, «рефы» рыбу морозят и так далее. Если кто-то где-то спотыкается – это общая беда», – говорит он. К слову, здесь же работает его младший брат Александр Иванович Моталин в должности инженера-механика технологического оборудования. В прошлом году он победил в своей номинации в конкурсе «Лучший по профессии в рыбной отрасли», но познакомить его с вами, дорогие читатели, не удалось, потому что он ушел в рейс.

Сергей Иванович выражает благодарность и руководителям «Восточного берега» Андрею Ивановичу Гермашу, Николаю Николаевичу Батищеву и Сергею Михайловичу Бутакову. «Здесь людей ценят, прислушиваются к каждому. Мне, поверьте, есть с чем сравнить. Здесь обеспечивают всем необходимым для работы. Я никогда не слышал в свою сторону «это дорого», «потерпишь», «потом», – говорит Григорьев.

Участвовать в конкурсе, организованном министерством рыбного хозяйства края, Сергей Иванович не планировал, но в отделе кадров настояли.

«Побеждать приятно. Но я больше радуюсь, когда делаю что-то своими руками и понимаю, что это будет работать после меня еще долго. Вот это настоящая победа», – считает лучший судомеханик.

Яна ГАПОНЮК

19:00
1145
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...