Укажи мне путь, товарищ корректор

Укажи мне путь, товарищ корректор

Кто зорко следит, чтобы на пути мореходов не встречались угрозы, кто бережет их жизнь за просторными столами с подсветкой, разложив перед собой большие карты, тома толстых книг? Знайте, эта высокая миссия возложена на хрупкие женские плечи.

В стародавние времена, совершая дальние морские путешествия, наши предки полагались на природные ориентиры – звездное небо, солнце и луну. Восток и запад они определяли по восходу и заходу солнца, а север и юг – по положению Полярной звезды или звезд из созвездия Южный Крест. Это очень полезные и, к сожалению, почти утраченные ныне знания.
Бывало, древние мореходы брали с собой клетки с птицами. Если корабль терялся в море, они периодически выпускали птицу (к примеру, черного ворона) на волю. Вернулась птаха – суши поблизости нет, улетела в определенном направлении – корабль пошел за ней. Пернатый знает, где земля. Насколько верным был этот способ, судить не будем, ибо уже не один десяток веков люди, выходящие в море, пользуются навигационными картами. К началу XV века из довольно схематичных планов они превратились в полный набор сведений для судоводителей: рельеф берегов, перечень расстояний, указания широты и долготы, ориентиры, названия портов и местных обитателей, течения и морские глубины.

На страже безопасности мореплавания

В современном мире не только известен, но и оцифрован практически каждый уголок Земли. Любую точку планеты мы можем рассмотреть в прямом эфире, не вставая с родного дивана. Лишь бы интернет не подвел. Морские навигационные карты тоже усовершенствовались за это время. Сейчас в них отражены береговые линии и их характер, рельеф дна, глубины и характеристики донного грунта, опасные для судовождения объекты и препятствия (скалы, камни, затонувшие суда), естественные и искусственные навигационные объекты, фарватеры. Отмечены места для якорных стоянок, знаки разделения движения судов, информация о приливах и многое другое.

Исключительным правом на составление и издание морских карт и руководств для плавания в России обладает управление навигации и океанографии Министерства обороны РФ. Было время, когда практически все навигационные карты были украшены значком «ДСП» (для служебного пользования). Сейчас любую военную базу, тот же Вилючинск, может «загуглить» любой школьник. Да и доля военного флота от общего количества всех российских судов составляет всего 10%.

По мнению специалистов, право на составление и издание морских карт, пособий и руководств для плавания давно пора передать в руки какому-нибудь не менее серьезному и ответственному, но все же гражданскому ведомству. Впрочем, разговор не об этом, а о том, кто на нашем полуострове вносит значимую лепту в безопасность мореплавания. Кто зорко следит, чтобы на пути мореходов не встречались угрозы, кто бережет их жизнь за просторными столами с подсветкой, разложив перед собой большие карты, тома толстых книг… Знайте, эта высокая миссия возложена на хрупкие женские плечи.

Во времена Советского Союза корректорских отделов на Камчатке было немало. Своя электрорадионавигационная камера Камчатрыбпрома находилась в рыбном порту, такой отдел принадлежал и торговому порту, и гидрографии флота. (Кстати, здесь он существует и поныне, но если раньше оказывал услуги и гражданским судам, то сейчас специализируются исключительно на военных.) Позже эту работу вели компании «Виртус» и «Край земли». На сегодняшний день весь гражданский флот края и других регионов Дальнего Востока обеспечивают всего четыре женщины корректорского отдела группы компаний «Камчатфлотсервис».

Важны маяки и контейнеры

Если зайти в двухэтажное здание на территории мехзавода, пересечь длинный коридор, миновать просторный шумный ангар, заполненный разнообразной морской атрибутикой вроде спасательных плотов и прочих интересных вещиц, подняться по железной лестнице на второй этаж, то взору откроется тихая гавань – корректорский отдел. Его уютные кабинеты чем-то напоминают библиотеку. Только весьма странную, ведь помимо книг и журналов на стеллажах расположились карты. Каждая на своем месте под определенным номером. Похожие на ученические парты столы с лампами внутри, книги со множеством вклеенных листочков, какой-то огромный «принтер» в углу. О работе корректора не надо рассказывать филологу, об этом он знает не понаслышке. Но какие ошибки правят здесь?

Начальник корректорского отдела Светлана Пита с удовольствием поведала о тонкостях профессии, которой не учат ни в одном вузе. «Начинала в 1979 году чертежницей, все узнавала на практике. Раньше, когда наши рыбаки осваивали Мировой океан, корректорская в рыбном порту, где я работала, была очень большая, состояла примерно из 25 человек, – рассказывает Светлана Сергеевна. – Грянула перестройка, и все здесь постепенно потухло, финансирования не было. Из старой корректорской в 1999 году перешли с Еленой Сёмкиной (ныне старшим корректором) в отдел, созданный нашим директором Петром Пестеревым. Потихоньку влились в коллектив, тогда нас было шесть человек».

На каждом пароходе имеется судовая коллекция навигационных карт и пособий. Без них выход в море все равно что прогулка с завязанными глазами в чаще леса. И хотя современные суда оборудованы электронными картами, бумажные не теряют актуальности. А уж на «малышах» МРСах они жизненно важны. В начале июня (читай: начале путины) у отдела работы особенно много. Заявки подали «Океанрыбфлот», колхоз им. В. И. Ленина, «ЯМСы», «Камчаттралфлот», Тымлатский рыбокомбинат, «Рыбхолкам», «Морской стандарт», «Сокра» и многие другие. Коллекция карт и пособий каждого судна этих и десятков других фирм должны быть приведены на уровень современности.

Что это значит? Карты переиздаются раз в год. Вот приходит новенькая карта, но через месяц таковой ее назвать уже трудно, потому что каждый четверг гидрографическая служба ВМФ присылает новое извещение мореплавателям. В море ведь постоянно что-то меняется: средства обеспечения навигации и гидрографии, маяки, навигационные знаки и др. То с контейнеровоза, проходящего недалеко от Камчатки, в шторм упал в воду плохо закрепленный контейнер. Плавает он и представляет угрозу судоходству. То судно затонуло – буй поставили. То военные перекрыли район для учений, в котором рыбаки курсируют. Все это отмечают на картах. За полгода некоторые обрастают корректурой так, что «живого места» нет.

«К примеру, в 21-м выпуске извещения пришли изменения для наших районов, – рассказывает Светлана Сергеевна. – У мыса Лопатка был потушен маячок, а сейчас снова загорелся – это на западное побережье вновь стали ходить пароходы. Теперь нужно внести изменения вот на эти судовые карты, – показывает на полки слева. – Мы выписываем их номера, подбираем наши корректурные экземпляры и вот там, на копировальных столах, правим. Елена Николаевна работает на коллекции, вручную наносит изменения, я ее проверяю. Такой у нас порядок, нужно обязательно страховать друг друга.

Над изменениями по книгам (руководствам для плавания) работает Наталья Шумилова. Для каждого руководства, будь то лоция (у каждого моря свой цвет обложки или переплета), «Огни и знаки», «Радиотехнические средства навигационного оборудования» и другие, также существуют корректурные экземпляры, с которых новая информация переносится на судовую коллекцию. Работа сложная, кропотливая, особенно когда все это нужно откорректировать к определенной дате. Бывают карты очень насыщенные, исполосованные, в мелких значках, надписях. Особенно корейские и китайские – туда наши пароходы часто ходят в ремонт. Буквально сегодня ярусолов «Капродон» принес заявку на корректуру 35 карт, заказали 64 новые карты плюс пособия. Недавно к нам обратился «Океанрыбфлот», компания обзавелась четырьмя новыми пароходами. Все эти книги, которые вы видите здесь, для них. К концу июня на каждое судно надо сделать по 70 карт как российских, так и зарубежных».

Еще в обязанности отдела по приходу нового выпуска извещения входит подборка корректуры по Берингову, Охотскому морям и северо-западной части Тихого океана (так называемые извещения ДВ и СЗТО). Ее рассылают по фирмам в электронном виде. Несколько крупных фирм (таких как «Океанрыбфлот» и колхоз Ленина) отдел снабжает бумажным вариантом, а те, в свою очередь, распространяют сборники по своим пароходам.

Еще совсем недавно работу корректоров «Камчатфлотсервиса» дублировали специалисты фирм «Виртус», «Край земли», но их закрыли. «Объем работы значительно вырос, теперь нужно брать людей. Наталья Шумилова, к примеру, пришла к нам из гидрографии после сокращения. Остались невостребованными уникальные специалисты и других фирм, будем приглашать их, – делится Светлана Пита. – Если же некому будет работать, обучим сами, 40-летний стаж позволяет это делать. Надо иметь приличный почерк, знать требования корректуры. Так и мы когда-то начинали, сначала книжки корректировали, потом на карты перешли».

Здесь можно требовать. Карты

Большим подспорьем в работе корректорского отдела стал тот самый огромный «принтер», который я узрела в начале. Правильное его название – комплекс печати морских карт по требованию (ППТ). Он необходим для обеспечения мореплавателя современной откорректированной картой. С его помощью всего за сутки можно получить тиражный оттиск карты с внесенной корректурой, которая будет отображаться стандартными условными знаками и красками, а упраздненная информация «исчезнет» с карты. Далее в оттиск карандашом могут быть внесены правки по временным и предварительным извещениям.

Впервые на Дальнем Востоке технология ППТ появилась в 2010 году именно у нас, на Камчатке. Тогда «Камчатфлотсервис» заключил договор с Центром картографических технологий (АО «ЦКТ») Санкт-Петербурга. Уже давно ЦКТ ведет работу по оцифровке карт Мирового океана. Раньше у гидрографии Тихоокеанского флота можно было получить лишь карты близлежащих акваторий – Берингова, Охотского морей и Тихого океана. Оперативно найти карту Атлантического океана было проблематично, заказ шел полтора-два месяца. Сейчас по заявке в течение суток доступны карты хоть Атлантики, хоть Антарктики или Южной Америки. Стоит лишь нажать на кнопку. Это очень удобно, ведь многие судовладельцы покупают старый флот в Европе, а значит, им нужны карты на переход через Атлантику, Гибралтар, Индийский океан и т. д. Кстати, в «Камчатфлотсервис» обращаются не только наши фирмы, часто с курьером карты уходят в Магадан.

«Каждое утро печатается большое количество переизданных карт, – рассказывает Светлана Сергеевна. – В этом году, например, обновились около 300, в том числе по Авачинской губе и Авачинскому заливу. Теперь каждому нужно заменить судовую коллекцию, разнести по заявочкам, откорректировать. Наш аппарат – хорошее подспорье, раньше ведь все делали вручную! Вот покажу вам одну красивую карту, ее делали 6 часов. На столе через подсвет наносятся наколы, затем они соединяются. Посмотрите, сколько условных обозначений. Вот эта рыбка – морская ферма в заливе Петра Великого (Владивосток). Сейчас в Приморье стало модно разводить на фермах французских мидий. А вот – новенькая карта нашей Авачинской губы. Простым карандашом Елена Сёмкина наносит временную корректуру. Вот бухта Сероглазка, а вот здесь находимся мы. Все стоянки отмечены, показан путь, по которому можно проходить судам в ворота. Сюда, до острова Старичков, курсируют «Тайфун» и «Алмаз» с туристами. Такая вот работа. Когда у нас спрашивают, чем вы занимаетесь, в двух словах и не расскажешь, сами видите».

Однажды корректорский отдел посетили японцы и, наблюдая работу его сотрудников, один из них воскликнул: «О! Это же очень дорого стоит!» Да, карты и книги – продукт недешевый. Но, поверьте, кропотливый ручной труд в нашей стране ценится гораздо меньше…

Без посредников

– Моя главная задача как работодателя, – рассказывает генеральный директор группы компаний «Камчатфлотсервис» Пётр Пестерев, – обеспечить людей работой. Но существуют проблемы, повлиять на которые руководство предприятия не может. Причина, грозящая оставить специалистов без работы, кроется в несовершенстве законодательства.

– Сейчас в части корректировки карт на Камчатке мы монополисты, – продолжает заместитель генерального директора по производству Евгений Петренко, – но нас очень волнует политика ценообразования на нашу продукцию, без которой нельзя эксплуатировать флот. Мы работаем через ООО «Гироскоп» (г. Владивосток) – это аффилированный посредник управления навигации и океанографии Министерства обороны Российской Федерации (УНиО МО РФ), которые все пособия покупает по одной цене, а нам продает по другой. В себестоимость закладываются и транспортные расходы. Мы вышли на руководство УНиО с просьбой обозначить условия, при которых мы сможем работать с ними напрямую, без посредников. Встреча дала надежду, что ситуация к концу года изменится в нашу пользу. Теперь ждем, что в законодательстве произойдут изменения (в виде постановления правительства, основанного на приказе министра обороны), где будут описаны правила предоставления права использования государственных морских карт, каким требованиям должен соответствовать соискатель, желающий оказывать подобные услуги. Это существенно облегчит нашу работу.

Если уменьшится себестоимость продукции, она станет дешевле и для судовладельцев. Ведь работа корректоров сама по себе недорогая. Можно будет напрямую, а значит оперативно, получать литературу. Пока на деле вот что: прибегает судовладелец – срочно нужен каталог карт и книг, лоция Охотского моря! Его судно проходит проверку в администрации порта (это обязательная процедура раз в три месяца), которая выявила несоответствия, выставила замечания до устранения. Надо быстро найти, купить, принести, показать, а нужной лоции на складе нет. Делаем заявку во Владивосток. Отвечают: лоция в пути, дня через 2–3 будет. Но судно задерживается… Звоним напрямую в Петербург, в ЦКТ. У них и объемы, и склады побольше. Ребята, есть? Выписывайте срочно! Выписали. Курьер доставил через сутки. Слава богу, вытерли пот со лба, судно выйдет в срок. Если же работать напрямую, увеличится объем заказов, можно будет заранее закупать необходимую литературу. А пока такой роскоши мы себе позволить не можем: цена посредника не позволяет.

***

«Ничего особенного в нашей работе нет, – считает Светлана Пита, – но она необходима. Мы помогаем нашим мореплавателям, вот и вся ее уникальность».

Нет ничего важнее жизни моряка – об этом знает почти каждая камчатская семья. А уникальные корректоры карт своим кропотливым трудом делают опасную работу рыбака безопаснее.

Дарья КОЖЕМЯКА

19:00
1744
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...