На острие атаки

На острие атаки

На медслужбах рыбацких предприятий лежит огромная рабочая нагрузка и ответственность, а сегодня в свете новых угроз это бремя выросло многократно. От медиков теперь зависят и здоровье экипажей, и благополучие всей отрасли

Моряки в белых халатах

Своя медицинская служба – это как визитная карточка для рыболовной фирмы. Если такая служба есть, значит предприятие серьезное, надежное.

Медико-санитарная часть (МСЧ) Океанрыбфлота – это 30 человек под руководством Александра Капкаева. На каждом судне компании – и рыбацком, и транспортном – свой медик, амбулатория, изолятор. Медработники здесь разных квалификаций (основных и смежных). Они лечат простуду, инфекции, переломы, ушибы и много еще чего. Нередко прямо на борту делались экстренные полостные операции. Эвакуация больного или пострадавшего члена экипажа на берег – слишком долгая процедура, когда счет идет на часы и минуты. Случись в море с человеком беда, помочь ему надо сразу.

Медицинские работники Океанрыбфлота выполняют невероятно тяжелый и ответственный труд. А теперь его можно назвать героическим, ведь надо удержать под контролем эпидемиологическую ситуацию в коллективе, который насчитывает более трех тысяч человек.

Компания никогда не экономила на медицине. Всегда закупались только лучшие препараты и средства. Сегодня Океанрыбфлот готов к борьбе с коронавирусом даже лучше иных лечебных учреждений. И на флоте, и в береговых службах были сразу приняты необходимые меры: создан запас масок, перчаток, дозаторов, обеспечен контроль температуры, большинство отделов переведены на удаленку. Но стопроцентной защиты от таких угроз не существует.

Будни начальника МСЧ

Обычно начальник МСЧ Александр Капкаев проводит больше времени в море, мотаясь по экспедициям и проверяя работу судовых врачей. Но сегодня берег требует главного внимания. Надо пропустить через сито 14-дневного карантина тех, кто приезжает на Камчатку восполнять дефицит рабочей силы на флоте.

В 2020 году по приглашению Океанрыбфлота в край прибыло порядка 700 человек из других регионов России. Чтобы каждому из них обеспечить обязательный двухнедельный карантин с питанием и проживанием, компания зарезервировала практически все номера в четырех гостиницах Петропавловска. Александр Капкаев, надев защитный костюм, сам обследовал рыбаков на различные симптомы, измерял им температуру, привозил эпидемиологов. Люди проходили двойной тест на COVID-19.

За время карантина из семи сотен выявлен только один носитель коронавируса. Это учащийся одного из столичных мореходных вузов. Парня доставили в местную больницу. Когда он вылечился, улетел домой.

Остальные, отбыв положенные две недели в изоляции (а многие – даже больше), были распределены по экипажам девяти промысловых судов. Кстати, медкомиссию перед выходом в море и предрейсовый осмотр никто не отменял, ведь помимо COVID-19 есть и другие болезни.

Сейчас основные районы промысла Океанрыбфлота – Берингово море, Курилы. Потом флот встанет на приемку красной рыбы, начнутся контакты с судами и работниками других предприятий. Инфекционный риск начнет расти. На этот период в Южной Корее закуплены экспресс-тесты, чтобы выявлять угрозу оперативно.

«Даже после выхода в рейс на судне месяц соблюдаются масочный режим и температурный контроль. Надо всегда быть наготове. Судно – замкнутое пространство плюс тесные контакты, вентиляция, которая может за пару часов разнести вирус по пароходу, – рассказывает Александр Капкаев. – На случай если у члена экипажа обнаружатся признаки COVID-19, есть план по особо опасным инфекциям. Больного изолируют, самочувствие экипажа контролируется. Если выявлены новые заболевшие, то судно снимают с промысла и возвращают в порт приписки. Здесь экипаж снова попадает на карантин. Если во время рейса никаких проявлений инфекции не было обнаружено и судно не заходило в иностранные порты, то по прибытии в родной порт члены экипажа с камчатской пропиской идут домой, а иногородние остаются на борту, пока не настанет срок покинуть регион».

Пока мы говорим, мой собеседник постоянно отвлекается на телефонные звонки, ведь на его плечах – целый груз забот. Надо держать руку на пульсе морских экспедиций, быть на связи с судовыми врачами, которые находятся в районах промысла, следить за здоровьем берегового персонала, отслеживать запас медикаментов и т. д. Кроме того, врачебный долг призвал Александра Капкаева во внерабочее время нести дежурство на скорой, где сейчас сложно со специалистами.

Как на фронте

«В ближайшие недели планируется прилет на Камчатку еще около 60 человек. Они пополнят экипаж судна, который прибудет в Петропавловск примерно в начале июля. Их также ждет карантин», – говорит начальник кадровой службы АО «Океанрыбфлот» Сергей Коргун.

Кадровики тоже оказались на передовой. Через их службу идет плотный людской поток. Риск подхватить от кого-то инфекцию зашкаливает. Приходится весь рабочий день ходить в маске и перчатках, решая массу вопросов. А главный вопрос после Охотоморской минтаевой путины – замена экипажей.

«В этом году коронавирус с одной стороны усложнил нашу задачу, с другой – упростил ее решение. Нынешняя ситуация заставила заранее привезти иногородних работников большими группами, компактно их расселить. Пока был карантин, мы дистанционно собрали у них документы и оформили людей на работу. После карантина отвезли всех на суда. В результате за 2–3 дня произвели все плановые замены в экипажах. Раньше этот процесс занимал 2–3 недели», – рассказывает Сергей Коргун.

За 2020-й через флот компании должны пройти 270 тысяч тонн водных биоресурсов – примерно пятая часть всего камчатского улова. В этом году выполнение плана требует особой ответственности от всего коллектива, а от медиков – в первую очередь.

«Существует устав службы на судах рыбопромыслового флота России. Это суровые, но простые правила. Если компания привыкла соблюдать их четко, ей проще мобилизоваться в таких форс-мажорных ситуациях, – говорит генеральный директор Океанрыбфлота Евгений Новоселов. – Чем выше на флоте дисциплина, тем больше вероятность пройти нынешний этап с наименьшими потерями. Это в полной мере относится к нашему коллективу, для которого устав флотской службы – самая главная книга...»

Увы, рыбацкие коллективы вынуждены отбивать атаки не только вирусные, но и информационные. Недоброжелатели пользуются любым поводом, чтобы очернить отрасль. В общем, рыбаки сейчас как на фронте. А это и правда война – за жизнь и здоровье людей, за стабильность рыбной промышленности.

Кирилл МАРЕНИН

Фото Валентины БОКОВИКОВОЙ

16:20
580
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...