Новые горизонты Севморпути

Новые горизонты Севморпути

Первый в этом году рейс по Северному морскому пути от берегов Камчатки должен состояться в сентябре. Мы собрали мнения о перспективах проекта представителей руководства края, «Росатомфлота» и бизнеса.

Путь к причалу

В данный момент правительство нашего края прорабатывает вопрос запуска регулярных грузоперевозок по Севморпути с госкорпарицией «Росатом», которая является единым инфраструктурным оператором по развитию этого маршрута.

По словам главы региона Владимира Солодова, неотъемлемая часть процесса – развитие на Камчатке портовых мощностей. В краевом центре есть два логистических центра, которые работают в данном направлении. Это терминал «Сероглазка» (группа компаний «Норебо») и Петропавловск-Камчатский морской торговый порт.

«С точки зрения портовой инфраструктуры развитие есть, динамика идет. Необходимо дальнейшее продолжение в части вовлечения новых причалов, которые позволят по глубинам и по протяженности принять суда класса «Панамакс» и суда класса лихтеровоза «Северный морской путь», – считает Владимир Солодов.

По словам главы региона, преимущества доставки грузов по Севморпути очевидны.

«Существенно дешевле, чем доставка традиционным путем через железную дорогу и затем морским путем от порта Владивосток, – отметил он. –Особенно это чувствительно для рыбы, поскольку позволяет избежать нескольких перегрузок и задержек в пиковый период лососевой путины, когда во Владивостоке период ожидания превышает полтора-два месяца».

Через льды

Один из ключевых участников развития Севморпути – ФГУП «Атомфлот». Ему принадлежат лихтеровоз «Севморпуть», связавший в прошлом году Камчатку и Санкт-Петербург, а также ледоколы, осуществляющие ледовую проводку судов по этой транспортной артерии.

«В 2019 году атомный контейнеровоз «Севморпуть» обеспечил доставку рыбной продукции с Дальнего Востока в Санкт-Петербург. Мы проанализировали варианты доставки морским и железнодорожным транспортом и пришли к выводу, что транспортировка морем экономически эффективнее. Но при условии, что мы обеспечим обратную загрузку», – отметил генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка, отвечая на вопросы «Рыбака Камчатки».

В том, чтобы поток грузов по СМП шел в обоих направлениях, заинтересованы и власти дальневосточных регионов, ведь это уменьшит стоимость доставки сюда грузов, включая продукты питания, а, значит, и цену на них.

Другой вопрос – тарифы. Девять лет назад, когда была сделана первая попытка доставить рыбную продукцию по СМП с Дальнего Востока, она не числилась в номенклатуре «Атомфлота», поэтому ее отнесли к разряду прочих грузов, что делало сопровождение рыбных грузов ледоколами дороже чем, к примеру, леса или нефти. Однако сегодня этой проблемы нет.

«В настоящее время действуют тарифы, установленные в соответствии c приказом Федеральной службы по тарифам от 4 марта 2014 г. №46-т/2 «Об утверждении правил применения тарифов на ледокольную проводку судов в акватории Северного морского пути». В тариф включены: валовая вместимость судна, ледовый класс, период навигации. Тариф на ледокольную проводку по СМП не зависит от номенклатуры груза», – отметил Мустафа Кашка.

Готовы к дальним походам

У Камчатки есть суда, которые можно использовать на Северном морском пути. Так, в составе флота ООО «Камчатское морское пароходство» – шесть судов арктического класса, на каждом из них можно единовременно подключить порядка 130 контейнеров.

«Готовы и в дальнейшем приобретать флот, способный осуществлять перевозки по Севморпути, – говорит первый вице-президент компании Валентин Нитченко. – Это хорошая альтернатива имеющимся сегодня логистическим схемам, которая, безусловно, будет востребована у предпринимателей Камчатского края. Международная же перспектива коснется портовых мощностей, возможности перевалки грузов, следующих Севморпутем в порт Петропавловска и дальнейшей их отправкой в страны АТР судами неледового класса».

Вправить сухопутное плечо

Для развития перевозок с Дальнего Востока по Севморпути необходимо решить вопрос высокой стоимости доставки груза из принимающих портов, считает президент ВАРПЭ Герман Зверев.

«Доставка рыбопродукции Северным морским путем подразумевает дальнейшую ее перевозку в Москву, Санкт-Петербург и другие крупные города европейской части России автомобильным или железнодорожным транспортом, но доставка рыбопродукции автотранспортом пока стоит дорого. Если цену не снизить – Севморпуть не будет работать в полную силу», – отметил Герман Зверев.

Стоимость морской доставки рыбопродукции из Петропавловска-Камчатского, например, в Мурманск – от 6 до 6,5 рублей за килограмм (при условии регулярных рейсов). Стоимость доставки этого груза фурами из Мурманска в города европейской части России – от 8 до 15 рублей за килограмм. Стоимость провоза 20-футового рефконтейнера составляет от 163 тысяч до 300 тысяч рублей за рейс.

По мнению Германа Зверева, необходимо проанализировать баланс автомобильных и железнодорожных перевозок рыбопродукции из Мурманска и Архангельска в главные перевалочные центры европейской части России.

Сергей НИКОЛАЕВ

Справка

Напомним, 7 июня Президент России Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам совещания о ситуации в сельском хозяйстве и пищевой промышленности, прошедшего 20 мая 2020 года. Одно из них – проработка вопроса сокращения затрат на доставку рыбопродукции из регионов Дальнего Востока в европейскую часть России, используя Северный морской путь.

10:35
782
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...