Ключ на старт!

Ключ на старт!

В Сероглазке начал работу новый завод колхоза им. В. И. Ленина. Он обеспечил новые виды продукции, новые рабочие места и новые перспективы рыбацкой отрасли.

Для начала вспомним историю. В апреле 2002 года в колхозе им. В. И. Ленина открыли рыбоперерабатывающую фабрику. За два года до этого государство обнулило свои гарантии для рыбаков по наделению ресурсом: все квоты были выставлены на аукцион. Когда в колхозе начинали строить фабрику, не предполагали, что готовится такое решение. Аукционы тогда сильно ударили по предприятию и его новому производству.

Спустя 18 лет все почти повторилось. Планируя строить завод и флот, колхоз рассчитывал на все свои квоты, включая крабовые. Но в 2019 году государство изъяло у компаний, за которыми были закреплены квоты на краба по историческому принципу, половину этого ресурса, чтобы продать с торгов. В результате колхоз вновь оказался в трудном положении. Однако он все же завершил начатое: в Калининграде построены три траулера-сейнера, а 16 октября 2020-го в Сероглазке торжественно открыт завод по переработке рыбы.

Председатель колхоза Сергей Тарусов называет это началом новой производственной эпохи для предприятия. Открывшийся завод вобрал наиболее современные технологии в области обработки рыбы. Он оснащен рыборазделочным, скороморозильным оборудованием. Он способен перерабатывать все водные биоресурсы, которые добывает колхозный флот, выпускать продукцию шоковой заморозки (по вкусу она не будет уступать свежей и охлаждённой рыбе), филе минтая, трески, лосося и кальмара. Технологические линии сконструированы так, что их можно модернизировать под любой объем производства и ассортимент в зависимости от спроса.

Суммарная максимальная производительность оборудования составляет 443,6 тонны продукции в сутки. Когда новый завод выйдет на полную мощность, товарная линейка предприятия вырастет до 250 наименований.

«Самое главное – вырастет качество нашей продукции, примененные технологии просто не позволят сделать что-то не на высшем уровне. Например, у нас установлен ледогенератор мощностью до 300 тонн в сутки, что позволит задействовать лед практически во всех технологических цепочках», – говорит Сергей Тарусов.

Основную техническую начинку поставила исландская компания «Skaginn3X». Ее сотрудники обеспечили проектирование, монтаж и наладку оборудования.

«Это не первый наш заказ из России. У нас были проекты в Мурманске и на Шикотане. Каждое решение отдельно разрабатываем под запросы конкретного клиента, поэтому новый завод колхоза уникален, – рассказывает представитель «Skaginn3X», управляющий проектом Евгений Стормур Гулс, который сейчас с пятью коллегами из Исландии работает на Камчатке. – Наибольшую сложность здесь изначально представляли расстояния и логистика. Груз сюда идет три месяца. Чтобы доставить специалиста, требуется три дня (плюс визы). Конечно, свои коррективы внесла пандемия. Нынешняя моя командировка на Камчатку длится с марта. Я посчитал, что должен постоянно находиться здесь. Если бы уехал, то мог бы вовремя не вернуться из-за ограничений на границах. Мы привлекали местных подрядчиков на монтажные и электроработы, когда не было возможности привезти наших сотрудников. Кроме того, на нас все это время дистанционно работала команда программистов, которая находится в Исландии. Когда здесь возникала проблема с наладкой оборудования, они ее решали. Последние дни перед открытием завода мы работали сутки напролет, чтобы все успеть».

Мой собеседник родом из Латвии. Основное образование – инженер. Переехал в Исландию в 2003 году. Работал на различных предприятиях, на морском промысле. С декабря 2018-го трудится в «Skaginn3X». Он с гордостью рассказывает о технических достижениях этой компании, которые внедрены на заводе колхоза имени В. И. Ленина. По слова Евгения, процесс здесь максимально автоматизирован. Чтобы произвести 100 тонн продукции в сутки, нужно всего лишь 20 – 30 человек. Всего же на производстве создано более 200 рабочих мест: это не только обработчики, но также инженеры, наладчики, операторы автоматизированных систем.

Колхозную фабрику, которая была открыта в 2002-м, ждет капитальная реконструкция. «Старые площади планируем развивать, будем их оснащать новым оборудованием. У нас есть планы установить линии по выпуску сурими, разделке филе трески на лойны для ресторанов и кафе», – рассказывает заместитель председателя колхоза по обработке Леонид Пузырь.

Еще один завод колхоз планирует открыть к 2025 году в посёлке Октябрьский.Он займется в основном переработкой лосося и будет нацелен, прежде всего, на производство мороженой продукции.

Важное звено в этой цепочке – флот, поставляющий сырье на берег. Чем свежее сырец, тем качественнее продукция и ниже ее себестоимость. Когда-то колхоз мог доставлять свежую рыбу на береговую переработку только из ближайшей подзоны – Петропавловск-Командорской. Доставлять улов из других районов промысла без потери качества было невозможно. Из-за этого береговые мощности были ограничены в сырце и не развивались. Сегодня проблема решена. Новые среднетоннажники колхоза – «Ленинец», «Командор», построенные в Калининграде, и «Громобой», купленный в Норвегии – могут везти свежий сырец из всех районов, где ведут промысел. Специальные системы на этих судах позволяют с момента вылова и на протяжении всего рейса сохранять температуру улова на уровне ноль градусов – один градус выше ноля по Цельсию.

Еще одно судно этого типа «Василий Каплюк», построенное для колхоза в Калининграде, готовится к переходу на Камчатку.

Кроме того, предприятие планирует построить на своей судоремонтной базе шесть маломерных судов для работы в прибрежке. Это будут 27-метровые суда, оснащённые новейшими орудиями лова. Для постройки первых двух корпусов колхоз пригласит специалистов верфей Санкт-Петербурга и Калининграда, остальную работу он намерен сделать своими силами. У него уже есть опыт корпусных работ. Его специалисты «переваривали» корпуса колхозных МРС-150, модернизируя их под новые задачи промысла.

Добавим, что колхоз имени В. И. Ленина одним из первых включился в программу «инвестиционных квот», которые государство выделяет под строительство береговых заводов и судов. В результате он получит дополнительные квоты на вылов 70 тысяч тонн рыбы, что компенсирует потерю крабовых квот, однако вряд ли полностью. Поэтому подобная государственная поддержка достаточно относительна. Тем более, что «инвестиционные квоты» – это ресурс, ранее изъятый государством у таких предприятий, как колхоз им. В. И. Ленина. Главное, чтобы практика аналогичных изъятий не была продолжена, хотя подобные идеи лоббируются на самом высоком уровне.

«В тот момент, когда было принято решение о распределении части квот под инвестиции, предприятия рассчитали на 15 лет объем необходимого сырья и под них осуществили огромные денежные вложения. Горизонт окупаемости таких проектов не год и не два, а ровно те 15 лет, под которые квоты под инвестиции были распределены. Я противник дальнейшего пересмотра квот, потому что это будет не совсем справедливо по отношению к инвесторам», – отметил губернатор нашего региона Владимир Солодов, общаясь с журналистами на открытии завода колхоза им. В. И. Ленина.

У колхоза есть планы и по развитию своей розничной сети. В сентябре этого года он открыл рыбный магазин «Три рыбки» в районе СРВ в Петропавловске-Камчатском. Колхоз – участник проекта «Доступная рыба», в рамках которого мы можем приобрести рыбную продукцию по ценам производителей без посреднических накруток.

Стабильность и уверенность в завтрашнем дне – это важно не только для предприятия и его коллектива, но и для потребителей его продукции. Чем меньше будет «сюрпризов» с квотами и административных барьеров на пути рыбаков к родному берегу, тем вкуснее будут ассортимент и цены в наших магазинах.

Кирилл МАРЕНИН

11:00
1716
Юрий Мартинович
07:42

Вот это класс! 

Хорошо знаю Исландию и исландцев. У меня даже есть там неплохой друг. Быва и сам в Исландии. С ними можно сотрудничать по многим вопросам, рыболовства, переработки упаковки, хранении. А технология Сероглазки Свежее сырье — берег — переработка и заморозка — продажа. Такой и должна быть перспектива промысловой и перерабатывающей Камчатки, прекрасное будущее. Это еще должно обрасти различными смежными компаниями для обеспечения флота, производства, логистики. Большое значение имеет производство своей местной упаковки и машин к ней..

Загрузка...