Экипаж – это почти семья

Экипаж – это почти семья

Сегодня у нас в гостях капитан АО «ЯМСы» Валерий Иванович Трофимов. Мы поговорили с ним о том, с какими сложностями сейчас сталкиваются капитаны пароходов, заботятся ли руководители компаний о своих кораблях и в чем плюс работы в небольших экипажах

Валерий Иванович родился в городе Нижнекамске в 1961 году. После школы, в 1979 году, юношу призвали в армию служить на подводной лодке на Камчатке. Спустя три года, пройдя трехмесячные курсы матросов, он устроился на работу в КМПО, которое затем выросло в предприятие «Акрос». А в 1983 году Валерий Иванович отправился в свой первый рабочий рейс на СРТМ «Юбилейный» на промысел иваси.

«Не было ни страха, ни особенных трудностей, ведь море я уже видел, да и молодые были, все интересно. Рейс прошел хорошо и легко. У берегов Японии летом вода теплая, поэтому после дневной рыбалки, пока ждешь сдачу, можно было и искупаться. Работать матросами шли многие, поскольку заработки были по-настоящему высокие: с рейса мы получали по 5–6 тысяч рублей, тогда как обычный рабочий – 200 рублей», – вспоминает Валерий Трофимов.

Спустя три года он поступил в Петропавловск-Камчатское мореходное училище на судоводителя. После обучения Валерия Ивановича направили на РС «Артек» уже в качестве третьего помощника капитана.

«Потом меня перевели на СТ «Капринский», а потом и на СРТМ «Черкес». Последнее время работаю на ярусоловах. Я отходил на всех типах судов, знаю их особенности», – говорит мой собеседник.

В 2005 году Валерий Иванович получил почетную и долгожданную должность капитана корабля. Практически все его рейсы проходили спокойно и легко. Так же он говорит и о своем первом рейсе в новой тогда роли. «Справился нормально. Работали, помню, на красной, приемка. Какие там сложности», – отмахивается он.

Присущую Валерию Трофимову легкость в работе он объясняет тем, что в море чувствует себя хорошо. Проводить долгое время на берегу он не привык, сразу тянет в рейс.

«Может это просто мое. Я люблю свободу, которую дает такая работа. Странно звучит, но это так. В рейсе ты на работе круглосуточно, она становится образом жизни и становится не в тягость. На берегу ты также свободен, ведь ты уже отработал свое на корабле и можешь посвятить себя родным», – объясняет Трофимов.

50% успеха рыбалки – правильно подобранный экипаж, считает наш герой. Но, как бы старательно капитан ни отбирал людей для рейса, всегда найдется хотя бы один, кто не хочет работать.

«Представьте, выходим в рейс, у меня 26 человек в подчинении. Одного нет – проблема. А если кто-то еще заболел и пошел на списание – совсем плохо. Но, когда долго работаешь с одними и теми же людьми, знаешь недостатки каждого. Так проще, ведь знаешь, как бороться с этими недостатками. Более того, хороший капитан всегда постарается так сформировать коллектив, чтобы уже на пароходе не было конфликтов. Все-таки за одним столом едим, поэтому атмосфера должна быть почти семейная», – говорит мой собеседник.

В одной организации Валерий Иванович работает вот уже 33 года. Вместе с предприятием «Акрос» он пережил и взлеты, и падения. С 2012 года он работает в АО «ЯМСы». Сейчас от «ЯМСов» в море ходит больше 8 ярусоловных судов типа ЯМС германской постройки 1990-х годов и один тральщик.

«Лично я работаю на судне 1994 года постройки. Он считается хорошим, но все же стареньким. Новых судов нет, но не все так беспросветно. Руководители занялись пароходами: суда постоянно ремонтируются и модернизируются, на них ставят новую аппаратуру. Нельзя сказать, что совсем ничего не делается», – говорит капитан.

Свою «лепту» в работу экипажей вносят и бесконечные проверки контролирующих органов. Проверки – это стресс для всего экипажа. Как рассказывает капитан, пять лет назад пограничники выписывали штраф даже за одну сушеную камбалу, найденную на пароходе. Суда проверяли еще на выходе в море, когда корабль пустой. А по возвращении с рыбалки смотрели более тщательно.

«Когда я только начинал, такого контроля не было. Сейчас снова стало спокойнее. Если нигде не висит сушеная рыба и документация исправно ведется, то конфликтов не возникает», – говорит Валерий Иванович.

Сегодня у экипажей кораблей другая проблема – поймать рыбу. Ее действительно становится меньше, и ледовая обстановка в этом году была особенно тяжелой.

«В феврале Олюторский залив был закрыт льдом, и не было возможности для постановки порядков, – рассказывает Валерий Иванович. – Пришлось перейти в Западно-Беринговоморскую подзону. Здесь тоже обстановка оставляла желать лучшего. Кое-как находили воду, быстро бросали крючки и ловили. И все-таки, когда экипаж настроен на одну волну, имеет общую цель и по-настоящему готов работать – любые трудности преодолимы».

Яна ГАПОНЮК

19:00
1170
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...