Хорошему экипажу не страшны даже самые сильные шторма

Хорошему экипажу не страшны даже самые сильные шторма

Стать первым героем нашей рубрики «Стиль жизни» в 2017 году выпало капитану Алексею Цегельнюк. Алексей Анатольевич рассказал нам о своих первых рейсах и секретах капитанской работы

Алексей Цегельнюк родился в Усть-Большерецке в 1960 году. Его отец работал в Камчатрыбводе, а мама – бухгалтером в военкомате. С детства Алексей увлекался охотой и рыбалкой.

«Мы постоянно выезжали на речку. Рыбы тогда в реках было достаточно. Кижуч ловился с первого заброса. Еще отец брал меня с собой в рейды по охране биоресурсов», – вспоминает капитан.

Несмотря на «рыбацкое» детство, он признается, что никогда не мечтал о работе в море. В школьные годы Алексей Анатольевич увлекался техникой и планировал получить техническую специальность.

«Мое решение поступить в Дальрыбвтуз, да еще и на кафедру судовождения, пришло спонтанно. Чем-то меня зацепила эта идея, а после первых морских практик пошло-поехало», – улыбается он.

Первая практика у Алексея Анатольевича прошла на заводе в селе Крутогорово. От института две группы судоводителей и группу технологов отправили на обработку красной рыбы. А вот вторая практика в 1979 году была уже исключительно морской. Молодые ребята входили в состав экипажа СТР «Коростень» базы тралового флота, работали матросами в Беринговом море на промысле минтая.

«Мы отлично сработались с экипажем капитана Клецова. Все относились к нам хорошо, помогали осваиваться, но и мы старались «шустрить». Тогда, помню, нам даже заплатили, как всем остальным. Так я заработал свою первую тысячу рублей. Представьте, какие это были деньги по тем временам», – рассказывает мой собеседник.

В 1983-м Алексей Цегельнюк окончил институт. Годом раньше у молодой семьи, которой успел обзавестись будущий капитан, родился сын. Но вскоре пришлось расстаться с близкими: сразу после выпуска Алексей был призван на срочную службу в судоремонтный батальон в п. Приморский.

«Мы ремонтировали там подводные лодки и военные корабли. Да, было интересно гайки крутить, и платили хорошо. Под конец службы наш начальник предлагал остаться на заводе, но я отказался», – говорит Цегельнюк.

Свою трудовую деятельность Алексей Анатольевич начал в 1985 году в управлении промыслового флота Камчатского межколхозного производственного объединения (УПФ КМПО), на базе которого впоследствии была образована компания «АКРОС». Вывески менялись не раз, но сплоченный коллектив оставался на одном предприятии. Так и наш герой проработал здесь более 30 лет.

«Конечно, было тяжело начинать. Но работа в море легкой не бывает. У нас так: свою вахту на мостике отстоял, пошел на подвахту, на сдачу минтая или трески, например. Так работали и на селедке, и на иваси. Кроме того, внутри предприятия мы каждый год сдавали аттестацию на подтверждение квалификации. Может, потому и специалисты из нас получились иного качества, чем те, которые идут работать в море сегодня», – говорит Алексей Анатольевич.

Прежде чем стать грамотным капитаном, он многому научился у своих наставников – Николая Николаевича Панова, с которым наш герой проработал много лет на РС «Аксаково», и Ильи Николаевича Приходько, который переманил его с краболова на транспортный флот. Большой опыт работы на ярусоловах приобрел, работая с капитанами Николаем Георгиевичем Вейтманом, Александром Герасимовичем Никифоровым.

«Настоящий капитан – это человек, который может на своем судне выстроить такую дисциплину, что экипаж вернется в порт с хорошим результатом! У него – огромный багаж знаний и опыта. Он понимает, какая ответственность лежит на его плечах. Если на корабле именно такой капитан, то и рыбалка идет», – считает Алексей Цегельнюк.

В 2012 году Алексей Анатольевич переходит работать в компанию «ЯМСы» и именно здесь получает заветную должность капитана.

«В «АКРОСе» я дошел до старпома и «застрял». Там нет текучки, все держатся за свои места, потому и роста не было. А мне хотелось поработать капитаном. Немного раньше бы, но и сейчас мы еще даем огня», – улыбается он.

Как признается наш герой, первый рейс в новой роли прошел напряженно.

«Я на «Каламе» вышел в осень. Мы тогда были как слепые котята. В начале рейса рыбалка не шла. Район промысла большой, от предприятия вышли всего три судна, промсоветов не было и, соответственно, информации о том, где находится рыба, тоже. А сейчас выходим – и промсоветы, и капчасы, и судов наших больше, и опыт работы есть. На ярусах лов пассивный. Порядки поставил, застой два часа, выбираешь порядок – хорошо, если что-то попалось. А если нет, убираешь порядки, перебегаешь, снова «раскидался», смотришь, есть ли рыба. Вот так и работаем», – рассказывает мой собеседник.

Проблемы и трудности уходят на второй план, когда рыбалка идет успешно и есть поддержка от руководства компании.

Бывало ли страшно в море, спрашиваю я своего героя. В рейсе страшно не бывает, уверяет меня Алексей Анатольевич. Хорошему экипажу не страшны даже самые сильные шторма. Капитан берет с собой в рейс только тех людей, на которых точно можно положиться.

«Конечно, бывает, к нам на работу приходят устраиваться технологи, которые ни разу рыбу в руках не держали. Это настоящая проблема», – говорит Алексей Цегельнюк.

Больше всего в жизни он гордится тем, что смог реализоваться в работе, построить дом и вырастить сына. А вот супруга от того, что добытчика по несколько месяцев не бывает дома, уже устала.

«Она часто говорит «больше никаких морей». Но семью надо кормить, поэтому пока буду работать в море», – говорит он.

Алексей Анатольевич твердо уверен в том, что у рыбной отрасли на полуострове есть будущее. Маленькими шагами, но полуостров придет к тому, что Авачинская губа снова будет полниться кораблями.

«Строительство флота – это главный критерий отрасли. Будут строить суда, будет будущее», – говорит капитан.

Яна ГАПОНЮК

19:00
1130
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...