Камчатский рейс «Севморпути»: крабы, рыба и металл
Атомный лихтеровоз «Севморпуть» доставил в Петропавловск почти 150 контейнеров и металлоконструкции. Среди грузов, прибывших на судне, почти 670 тонн краба.
Переход судна из Санкт-Петербурга до Петропавловска-Камчатского занял 20 суток. Во время рейса лихтеровоз зашел в Мурманск. Сюда он прибыл 21 июля.
Это уже третий его рейс на Камчатку. Первые два он выполнил в 2019 и 2020 годах. В пилотный рейс он вывез из Петропавловска 8 тысяч тонн рыбной продукции, в последующий – 5,5 тысячи тонн. Одним из недостатков этого проекта в те годы было либо отсутствие, либо минимальное количество грузов в направлении нашего края. Невыгодно отправлять судно порожним. Это делает рейс более дорогим и может повысить стоимость фрахта в обратном направлении. В 2022 году данный недостаток был исправлен. В этот раз «Севморпуть» прибыл сюда с грузом. Он привез 149 контейнеров и 48 металлоконструкций.
Помимо других грузов на «Севморпути» находилось почти 670 тонн свежемороженого краба. Этот товар, принадлежащий группе компаний «Антей», был доставлен из Мурманска. Далее краба на контейнеровозах отправят во Владивосток, а оттуда – в АТР. По мнению руководства «Антея», сегодня выгоднее доставлять крабовую продукцию из Северного бассейна в страны Азии Северным морским путем, чем Южным.
При транспортировке свежемороженого краба в контейнерах поддерживалась температура минус 25 градусов. Специалисты «Антея» на протяжении всего пути контролировали температуру каждого контейнера. Вся партия доставлена успешно.
В обратный путь лихтеровоз загрузили местные рыбопромышленники, которые отправили на нем свежемороженую рыбу. Лихтеровоз пробыл в Петропавловске три дня, после чего взял курс на Мурманск, который является его портом приписки.
«По пути видели много пароходов. Трасса Севморпути оживает, что очень радует. У всех есть желание наладить перевозки между портами запада и востока России по этой трассе. Она действительно самая короткая и экономически выгодная, лед нас не смущает», – рассказал капитан «Севморпути» Олег Марков.
«Задача правительства Камчатского края – сформировать доверие у потенциальных грузоотправителей к рейсам на лихтеровозе. Нам нужны регулярные рейсы, чтобы грузоотправители, прежде всего рыболовецкие компании, могли заранее планировать погрузку, отправку и свои финансовые ресурсы. Мы должны обеспечить четкие правила игры, донести до всех грузоотправителей конечную стоимость отправки, расписание. Эту задачу мы сейчас решаем совместно с «Атомфлотом», «Росатомом», с министерством по развитию дальнего Востока и Арктики», – рассказала заместитель председателя правительства Камчатского края Юлия Морозова.
Осенью лихтеровоз вернется на Камчатку, чтобы доставить очередную партию грузов и снова взять на борт рыбную продукцию. Оба рейса этого года организованы в рамках федерального проекта «Развитие Северного морского пути». Их субсидирует государство.
«Северный морской путь – это уже не план, это реальность. В 2022 году 18 млн тонн было перевезено Севморпутем. Камчатка – естественные восточные ворота нового стратегического транспортного коридора. Здесь реализуется один из флагманских проектов по перевалке сжиженного природного газа, который сделает Камчатку одним из ключевых мировых хабов. Будут созданы рабочие места, в региональный бюджет будут поступать налоги, получат развитие и смежные производства: судоремонт, обслуживание судов. Это значит, что экономика Камчатки будет базироваться на этом транспортном потоке», – рассказал Владимир Солодов.
Он подчеркнул, что сейчас прорабатываются вопросы развития инфраструктуры, строительства ледокольной группировки, обслуживания судов, которые будут приходить по СМП.
Справка
«Севморпуть» – ледокольно-транспортное судно с ядерной энергетической установкой. Строилось на Керченском судостроительном заводе «Залив» имени Б. Е. Бутомы. Было сдано в эксплуатацию в 1988 году.
Длина – 260,3 метра. Ширина – 32,2 метра. Высота борта – 18,3 метра. Контейнеровоз может взять на борт 204 рефконтейнера или более 1 300 «сухих» контейнеров.
Судно способно самостоятельно идти в сплошных ровных ледяных полях толщиной до метра со скоростью около двух узлов.
С момента подъема флага и начала работ контейнеровоз прошел 302 тысячи миль, перевез более 1,5 млн тонн грузов, осуществив за это время всего лишь одну перезарядку ядерного реактора.
В постсоветское время лихтеровоз был мало востребован. В конце 2013 года планировалось вывести его в отстой. Однако впоследствии госкорпорация «Росатом» решила оставить судно в строю.
В декабре 2015 года «Севморпуть» успешно прошел ходовые испытания. 6 мая 2016 года после длительного простоя вышел из Мурманска к острову Котельный.
Главное, что пока не тонет...
Интересно было бы знать затраты на перевозку… Годом ранее стоимость была намного выше, чем при перевозке по железной дороге...
Корыто способное взять на борт 11000 тонн привезло чуть более одной тысячи тонн...
От восторга можно уписаться...
Ну у вас и логистика. Вы бы еще ледокол «Ленин» загрузили мурманской креветкой и погнали на Камчатку.
Они могут и бурлаков запустить...