Как это было

Как это было

Новая книга камчатского историка Сергея Гаврилова рассказывает о последних десятилетиях рыбной промышленности СССР. Эти годы насыщены событиями – крупными, драматическими и курьезными.

Напомним, что в прошлом году автор издал книгу «Государственная рыбная промышленность Камчатки», в которой охвачен период с 1924 по 1959 годы. Этот исторический этап наши рыбаки начали на суденышках – кавасаки, а завершили на первой камчатской плавбазе «Ламут», которая прослужила до середины 1990-х.

На днях издательство «Новая книга» выпустило продолжение. Второй том охватывает 1960–1992 годы: от взлета рыбной отрасли к ее упадку. По цифрам, приведенным в книге, можно проследить, как менялись производительность труда, себестоимость продукции, ассортимент. Отдельно речь идет о том, как отрасль переходила от социализма к капитализму – сначала в умах, потом в делах.

«Во второй половине 1980-х были предприняты попытки преобразовать управление отраслью. Предполагалось придать предприятиям и объединениям большую хозяйственную самостоятельность с элементами «рыночной экономики» в рамках социалистического способа производства и единого рыбохозяйственного комплекса страны. Но в ходе сложных общественно-политических процессов произошел территориальный и экономический распад единого народного хозяйства», – говорит Сергей Витальевич.

Как и во всех книгах Сергея Гаврилова, в его новой монографии нашлось место и для бытовых, даже анекдотических деталей, которые не менее интересны и значимы, чем крупные исторические события.

Вот как, например, автор описывает появление в советской рознице рыбы, известной нам как «пристипома», которую наши рыбаки добывали у Гавайских островов. Этот промысловый объект дальневосточная рыбацкая экспедиция открыла в декабре 1966 года. На самом деле «пристипома» – неверное название. Так эту рыбу «окрестил» советский ихтиолог, работавший в опытном рейсе. У него просто не оказалось под рукой подходящей справочной литературы. А в той, что имелась, ближе всего по описанию подходила пристипома. Как выяснилось позже, этот водный биоресурс называется «кабан-рыба». Но «пристипома» прижилась. Поначалу советский покупатель брал эту рыбу неохотно. Дело в том, что в ее мясе попадались остатки хитиновой оболочки веслоногих рачков, которые цеплялись к рыбе и частично проникали в ее тело. Это не представляло никакой угрозы потребителю, но многих отпугивало. Пришлось главному санитарному врачу СССР официально заявить, что мясо «пристипомы» безопасно.

Завершается хроника 1960–1992 годов акционированием некогда могучего производственного объединения «Камчатрыбпром». Так в нашем крае завершилась история государственной рыбной промышленности.

Будет ли третий том о дальнейшей судьбе отрасли с 1993 года?

«Нет, – отвечает автор. – Во-первых, этот период мне малоинтересен как историку. Во-вторых, я всегда опираюсь на фактический материал, сохраненный в архивах. После 1993 года начался передел собственности, порой криминальный, который не отражен в документах. А тогдашнюю прессу использовать как первоисточник несерьезно. Историков будущего, которые возьмутся за эту тему, ждут большие сложности».

Сергей Гаврилов благодарит за поддержку при издании книги Ассоциацию добытчиков лососей Камчатки, а также городских депутатов Андрея Воровского и Александра Панова.

10:05
2474
Николай Болдецов
16:22

Следующий этап опишет председатель колхоза Ленина Серёга Тарусов. Кто помимо него сможет описать детально разграбление отрасли?

дато
23:33

Подловато обвинять Тарусова в криминальной приватизации.

Николай Болдецов
04:37

Тарусов превзошёл в воровстве Драчёва многократно...

Загрузка...