Судьба капитана

Судьба капитана

Я на сопке Любви у обрыва стою,

В летний вечер любуюсь Авачей.

Корабли, сейнера, я вас всех узнаю,

Да и может ли быть иначе?

Сколько лет уходил от родной стороны

В голубые, мглистые дали.

Только вечно мы будем Камчатке верны

И о ней в океане скучали.

Рыбаки, рыбаки, город вас всегда ждет.

Возвращайтесь с уловом к причалу

В самый крайний восточный родимый наш порт,

Где рыбацкого счастья начало.

Эти простые душевные строки со своими товарищами по мореходке сочинил более 30 лет назад Валерий Карманов, ветеран труда, капитан-бригадир МРС-150-222 ООО «Тымлатский рыбокомбинат», а теперь и Знатный рыбак Камчатки. Такое важное и нужное для рыбацкого полуострова звание учредили еще 4 декабря 1973 года. Аккурат в этом же году из Краснодарского края на полуостров приехал будущий знатный капитан. Было ему тогда всего 5 лет.

Моря не боюсь

В п. Озерновский Усть-Большерецкого района, где обосновалась семья, работа в море была популярна и естественна. Мама Валерия трудилась на рыбзаводе. Сам Валерий, довольно неплохо окончив восемь классов, прямой дорогой отправился в мореходное училище получать специальность судоводителя.

– Учился я во времена «сухого» закона, так что ничего особого не запомнилось, кроме строгой дисциплины, – шутит Валерий Владимирович. – Рота наша была небольшая – 78 человек, замечательный преподавательский состав. Казарменная система – мы выпускались офицерами. Учиться было непросто, до диплома дошла половина. Самый первый выход в море состоялся на втором курсе. Судно датской постройки называлось «Пеленгатор» (компания «Турниф»). Здесь и в первые шторма попали, и переболели морской болезнью, и поняли, что моря не боимся. На практике за пять лет были три раза. Мореходку окончил в 1988 году. В юности ты еще не понимаешь, чего хочешь от жизни, но вот втянулся в учебу, и профессию менять уже не хочется, мыкаться туда-сюда как-то несерьезно, надо «добивать тему».

С морем надо на вы

Добивать тему Валерий Карманов отправился на Базу тралового флота. По распределению от колхоза «Красный труженик». Но года через три вернулся домой, на побережье Охотского моря, на малый флот. Уже в 25 лет стал капитаном МРС-150-068 колхоза «Красный труженик», где отработал 21 год.

– Неплохо получалось, – скромно замечает Валерий Владимирович. – Профессия эта достойная, мужская. Если ты молодой и ловишь рыбу, тебя в экипаже уважают. Но если ты не ловишь рыбу и вдобавок молодой, естественно, начинаются проблемы. Что скрывать? Народ идет в море не на прогулку, не за романтикой. Люди терпят все эти тяготы, соглашаются подолгу быть вдали от семьи, от берега, чтобы получить материальное вознаграждение. От того, как ты ищешь, ловишь и сдаешь рыбу, зависит настрой экипажа и его благополучие. Тут нужен интерес, искра! Тогда ты на работе не отбываешь – живешь. А к знаниям, опыту и человеческим качествам капитана прибавляется чутье, фарт, везенье, удача. Но это не разовая акция, а ежедневная работа в течение всей навигации с 15 марта по 15 октября. Любить надо свою работу.

Интересные случаи? Если об одном вам рассказать, обидится другой, – смеется капитан. – Море и есть тот самый яркий случай, который с нами произошел. Бывали и плохие дни, и хорошие. Когда улов богатый, погода шепчет и все довольны, когда нет аварий, намоток, поломок, двигатели и промысловое оборудование как часы, а экипаж слаженно работает – это хороший день. Но так бывает не всегда. За эти годы мы и тонуть пытались, и горели. Море есть море, оно не прощает неподготовленных к нему людей, тех, кто все делает на авось. С ним на вы надо, очень аккуратненько.

Тымлатский рыбокомбинат

В 2005-м Валерий Карманов получил высшее образование в КамчатГТУ по своей же специальности. Дипломную работу писал по полуподвесным ставным неводам, на которых, кстати говоря, сейчас и работает. Что важно, семья всегда с пониманием относилась к его профессии.

– Супруга работала в моем же колхозе начальником расчетного отдела. Отец ее – капитан, так что ничего нового не было. Дочь не пошла в рыбную отрасль, окончила университет, работает психологом в детском саду, а вот зятя беру с собой в море вторым механиком, – говорит Валерий Владимирович.

В 2011-м перебрались всей семьей в Петропавловск-Камчатский. Поработал начальником добычи и замом по флоту в компании «Заря». Года 3–4 хватило, чтобы понять: береговая жизнь не для него.

– С 2014 года и по сей день я капитан-бригадир МРС-150-222 в ООО «Тымлатский рыбокомбинат», – рассказывает Валерий Владимирович. – Еще с 1999 года я хорошо знаю директора предприятия Александра Яковлевича Литвиненко, а замом по безопасности там трудился мой коллега по Озерной.

Кто такой капитан-бригадир? Это человек, который помимо исполнения своих капитанских обязанностей несет ответственность за промысел. Редкая «птица». В нашей компании с большим количеством маломерного флота их всего четыре, а, скажем, в колхозе вовсе нет, хотя ставные невода выставляют.

На донные виды не хожу, чисто на лососе работаю. У меня два ставных невода – полуподвесные, сахалинский вариант. В бригаде 12 человек, все нормальные люди. Это уже другой, пассивный промысел: поставил невод и ждешь, придет рыба или нет. Не от твоего опыта и умений это зависит. Вот благородная нерка привязана к своей реке, а горбуша – вертлявая, транзитная рыба, может уйти к другому, если температура воды не понравится. В богатом 2019 году мы, помнится, взяли около 63 тысяч тонн. Неделями не спали, прямо в робах отключались, чтобы даже не телу, а мозгу дать хоть немного отдохнуть. Но мы же понимали, что все не зря – день год кормит.

Я много лет в отрасли, видел разных людей, сам немного был руководителем. Хочу отметить, что Александр Яковлевич – руководитель, каких мало, поверьте. Он очень требователен, но ценит качество работы, отдачу. А это для людей нашей профессии – от рыбаков до капитанов – крайне важно. Чего хочет руководитель, чьи интересы лоббирует? Из кого состоит его команда? Из непосредственных подчиненных или всего коллектива? У нас огромная суточная приемка в тысячи тонн, соответственно, тысячи людей задействованы только на берегу. Это и водители, и рыбообработчики, и обслуживающий персонал. Таких заводов несколько. А еще приемный флот – одних МРС 16 единиц, плюс среднетоннажники, катера, перегрузчики. В Петропавловске работает свой модуль. И все это – единый организм.

Где рыбацкого счастья начало

Валерий Карманов показывает фотографии, видеоролики, комментирует: «Мой экипаж… А вот заливаем рыбу в прорезь, подъем от 2 до 2,5 тонны (лосось в садках ждет своей участи, и вот мощным серебристым потоком льется в прорезь), и так круглые сутки! Мы на вручении… а вот награждение отмечаем».

Тут совсем молоденький, но уже капитан, позирует вместе с лохматым псом. А тут – на любимой охоте. Спиннинг, походы по Камчатке, грибы-ягоды – видно, любит все, чем богат наш край.

– В детстве учился в музыкальной школе по классу баяна, – делится Валерий Владимирович. – Года не хватило, чтоб окончить. На гитаре играл в мореходке, там же начал писать стихи. До сих пор сочиняю.

Есть в запасе у Валерия Карманова и любовная лирика, и посвящения коллегам – на целый сборник тянет. Получается, как ни крути, без романтики в море никак. Ведь именно здесь у сурового капитана рождаются строки, трогающие душу:

На востоке огромной страны

Край вулканов, снегов и медведей,

Рыбный край лососевых пород,

Дикоросов, камчатских оленей.

Солнце видим мы первые здесь

И быстрей принимаем решенья.

Край красивых и добрых людей

Славит Родину нашу навеки.

В его узде командный дух

О себе рассказывать непросто, да и нескромно как-то, считает Валерий Владимирович. Но к счастью, в Сети гуляет отличный ролик о работе его экипажа. Снят в Кичигинском заливе (Карагинский район). За две с половиной минуты ну хоть немного можно примерить «морской фасон» суровой жизни рыбака, когда спишь по два часа в сутки, даже в мороз покрываешься испариной, стираешь руки в кровь, и все это под изнуряющую болтанку. Чувствуется и сплоченность экипажа, и кураж, о котором упоминал капитан. О нем тут тоже есть несколько строк. Да каких! «В его узде командный дух, и к слабакам он слеп и глух, сквозь зубы и табачный дым он матерится, а что сказал, то монумент, ведь важно уловить момент, оформить нужный документ и тут же скрыться».

«Кто прошел «тюлькин флот», тому любые пароходы и шторма нипочем», – так говорят моряки-рыбаки. Выражение это с легким жаргонным флером пришло с черноморского побережья и означает «небольшой рыболовецкий флот», «маломерные суда». В грозные годы Великой Отечественной мобилизованные «малыши» активно выполняли боевые задачи. Благодаря их героизму и самопожертвованию на разгромленном Крымском фронте спасся каждый второй воин. Роль маломерных судов в рыбной промышленности трудно переоценить и сейчас – это половина всего камчатского флота, а МРС-150 со времен СССР незаменимы в прибрежной зоне.

– В новейшей истории я восьмой, кто получил звание «Знатный рыбак Камчатки», – говорит Валерий Владимирович. – В Озерновском, где я много лет отработал, на весь куст был один человек с таким званием – Дмитрий Владимирович Литвиненко. Получил его в 1985 году. Запоминающееся для района событие. За что обычно дают такую награду? Много рыбы ловил! Да, около 20 тысяч тонн за три года, работая два месяца в году, – это немало.

Только Знатного рыбака Камчатки заслужили все, с кем я, как в песне, «тяну лямку в унисон». Без своего экипажа я бы абсолютно ничего не сделал. Работа наша – командная, просто получить высшее звание в своей профессии повезло мне. Приятно, конечно! На Аллее флота наши имена увековечат, с внучкой буду гулять – покажу.

Всегда готовы к рыбе!

Выяснилось, что у нас есть еще один повод поздравить Валерия Карманова – 2 ноября молодому пенсионеру, способному лихо сигануть со своего парохода в холодные воды Кичигинского залива, исполнилось 54 года. Мы желаем капитану крепкого здоровья, семейного благополучия и уловов, достойных Знатного рыбака Камчатки!

А чего ждет и желает сам Валерий Владимирович?

– Профессия мне дала все, а потому ждем только рыбу, всегда к ней готовы! От жизни? Чтоб живы-здоровы были мои близкие, родные люди. Увидеть, как внучка вырастет, окончит школу, она у меня боевая! А еще хочется меньше политики и больше внимания рыбакам. Обновления флота, строительства судов при поддержке государства, его помощи рыбопромышленникам. Чтобы учебные заведения выпускали больше грамотных специалистов, способных работать на сложной современной судовой аппаратуре, а наша профессия была интересна людям.

Дарья КОЖЕМЯКА.

На фото: губернатор Владимир Солодов вручает Валерию Карманову знак «Знатный рыбак Камчатки».

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Андрей Трубченко, старший механик:

– Рядом с Валерием Владимировичем работаю с 2003 года. Это наш камчатский самородок. Спокойный, грамотный, очень умный человек. Все проблемы решает заранее. Вникает в каждую мелочь. Очень многим людям он дал путевку в жизнь, принимал участие в становлении многих капитанов, помогал в их продвижении по работе.

Помню, были с ним на путине на речке Коль. Штормовое предупреждение. День, два, неделю сидим – рыбалка срывается. Так он что? Никакого расслабона! Из своих парней организовал стройбригаду. Из подручных материалов, металлолома соорудили лабаз для неводов. Хоть рыбу не поймали, но доброе дело сделали.

Мне в жизни сильно повезло, что столкнулся и много лет иду по жизненному, трудовому пути с таким человеком. Я везунчик.

10:25
3606
Николай Болдецов
20:39

Осталось только прояснить где новый знатный рыбак получил диплом КДП, если он кроме мрс-150 нигде не морячил?

Что-то тут не то...

Может он человек и неплохой, но фальшивый диплом его явно не красит...

Семён Семёнович
11:37

Не мелите чушь. Капитан маломерного флота и КДП — две большие разницы. Капитан МРС — отдельная наука, и отдельная образовательная программа. Чтобы стать капитаном МРС, необязательно избороздить Мировой океан. 

Николай Болдецов
10:49
Николай Болдецов
10:53
forlan61
16:10

да просто купил значёк для солидности

Земеля
17:33

А ты сам сколько по морям ходишь? Не значок еще не заработал? 

Николай Болдецов
05:32

Я своё уже отходил… Хотя закончил мореходку почти одновременно с этим знатным рыбачком...

Дальше КМП не пошёл ибо засадили в Магаданскую тюрьму… дальше-больше… правда был ещё один пароходик подо мной тыщ так на сорок… но это уже не рыбак...

А что касаемо КДП юбиляра скажу — стыдно за него...

Николай Болдецов
05:41

Последний пароход...

https://ibb.co/kJ5VWwj

Николай Болдецов
06:17

Вспоминается, как на бармалее собрал старпом толпу в столовой команды и говорит: пошёл я вчера в кабак и глазам своим не поверил… сидят два наших обработчика, а у них погоны длиннее, чем у меня… Ещё раз увижу — спишу...

Чем то мне новоиспечённый знатняк напоминает этих обработчиков...

Николай Болдецов
19:20

Обшибся я… энтот знатняк окончил мореходку в 88, а я в 79...

Но дело не в этом...

Ну дали ему новую погремушку да и пусть...

Какой губернатор такой и знатный рыбак...

Валерий Юрьевич
15:30

А где вы увидели, что он получил диплом КДП. Он получил ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. А вообще Валера человек достойный этого звания. Молодец. Так держать.

Николай Болдецов
15:58

Валерий Юрьевич,

раз уж ваш достойный человек нацепил на живот знак капитана дальнего плавания то и диплом поди тоже прикупил...

Для вас достойно ходить клоуном?

https://ibb.co/HnsDxdc

дато
03:36

Пересекался с Владимиром Кармановым, правда однократно, стояли в варианте приёмщика на лососе.Вот уж действительно, человек родился рыбаком.Знает о профессии всё и даже  больше.Рассказывал о работе, товарищах по экипажу, с какой то увлечённостью и не равнодушием, ныне не часто встречаемым. Полных неводов и штилевой погоды Вам, капитан........

дато
03:39

p.s.приношу извинение.Валерием Кармановым.

Загрузка...