Королева корректуры

Королева корректуры

Редакция газеты – живой организм, где каждый выполняет свою функцию. Здесь непременно есть своя «всемуголова», которая знает, что и как должно быть в номере. Это я намекаю на редактора. Есть «ноги» – вон они, опять умчались за новостями. Да-да, это журналисты. Чуть позже они превратятся в этакие «руки&мозги» – примутся за материал.

Эта игра довольно увлекательная. Тем более что каждый участник процесса создания газеты в какой-то момент примеряет на себя разные роли – от курьера и рекламного агента до литредактора и художника, становится универсальным солдатом.

Сегодня мы беседуем с человеком, который в газете «Рыбак Камчатки» всегда и безоговорочно считался душой коллектива. Это веселая и строгая, бесконечно добрая и немножко ворчливая порой, ответственная и такая родная Валентина Ивановна Королёва. Она же королева корректуры. Простите за каламбур, но это чистейшая правда

Ударный старт

Записи в трудовой книжке Валентины Ивановны можно пересчитать по пальцам. Причем одной руки. Так бывает, когда человек верен своему делу и любимой газете. Но давайте по порядку.

– Наша большая семья (родители и восемь детей) жила в Усть-Большерецке, – начала свой рассказ Валентина Ивановна. – Когда умерла мама, мне было 8 лет, а самой маленькой сестричке – год. Понятно, что отец был единственным добытчиком в семье, руководил бригадой рыбаков в п. Октябрьском, охотничал. Этим и жили.

Через три года, как в той старой сказке, в семью пришла мачеха со своими двумя детьми. Только оказалась очень хорошей женщиной. Она занималась воспитанием всех ребят, а помогала ей в этом непростом деле бабушка. Когда Валентина окончила 10 классов и решила поступить в институт, та поддержала внучку. После учебы в Самаре наша героиня вернулась в родной Усть-Большерецк.

– Редактор районной газеты «Ударник» Козловский сказал мне: «Ты девочка грамотная, давай поработаешь у нас корректором», – рассказывает Валентина Ивановна. – Вот и пошла. Вроде у меня получилось, все были довольны, в том числе и я. Конечно, и ошибочки проскакивали, но ничего, научилась. Очень хорошая была газета, большой коллектив. Сначала был ручной набор, потом и линотипы пришли новые. Ну все, заживем, подумали мы. Тут-то газету взяли и закрыли. Как оказалось, на три года.

Для справки:

Усть-большерецкая районная газета «Ударник» была создана постановлением ЦК ВКП(б) от 11 августа 1930 г. «О развитии и укреплении сети районных газет в промышленных и важнейших сельскохозяйственных районах страны». Ее первый выпуск увидел свет в сентябре 1932 года. Многотиражка радует читателей района уже 85 лет, а значит, в этом году Валентина Королёва может отметить сразу два юбилея родных печатных изданий.

Активистка, комсомолка и просто красавица

Когда газету расформировали, пришлось снова искать работу. Тогда местный судья предложил Валентине должность заведующей канцелярии. Там царил хаос. Думаете, это напугало нашу героиню? Вовсе нет! Уже через два месяца при поддержке двух девчушек-подчиненных в канцелярии был наведен идеальный порядок, все документы теперь жили строго на своих местах. Как только это произошло, приехал второй секретарь обкома и сообщил: забираем вашу девушку в комсомол. Робкие попытки Валентины отказаться, мол, у меня уже есть хорошая работа, результата не дали. Должность выборная, доверие оказано, будьте добры! Оправдывала его два года, заведуя общим отделом райкома комсомола, а потом все бросила и уехала в Петропавловск-Камчатский. С тех пор в трудовой Валентины Королёвой значилась лишь одна должность – корректор.

От «Моряка» к «Рыбаку»

Но сначала это была должность корректора многотиражной бассейновой газеты «Моряк Камчатки». Там Валентина Ивановна отработала 12 лет.

– Родилась дочь, я решила уйти из «Моряка», – продолжает наша героиня, – и тут меня где-то раздобыл Вячеслав Иваницкий, редактор «Рыбака Камчатки». Он знал моего мужа Володю Королёва, который тогда работал на телевидении. И хотя меня ему представили как вредную, высокомерную и непримиримую особу, Вячеслав Михайлович не обратил на наговоры никакого внимания. «Главное, чтобы она была порядочным человеком, не сплетницей», – решил он. Пришла, побеседовали, я его устроила. На 30 с лишним лет! В 70–80-х годах коллектив был большой, много отделов и даже два корректора, ведь четырехполоска выходила три раза в неделю! Потом почему-то решили, что Королёва справится одна.

В «Моряке», когда выходила газета, все материалы отправлялись в типографию, и я ехала вместе с ними. Девчонки верстали, а я порой сидела рядом на станке и вычитывала полосы. Тут же среди типографской краски мы и кушали. Когда стала работать в «Рыбаке», у меня появился свой кабинетик прямо в типографии, куда я приходила к 12 часам, хотя сама редакция располагалась в двухэтажном здании рядом с Камчатрыбпромом. Тогда использовали высокую печать. Литеры (металлические брусочки с выпуклым изображением буквы или другого печатного знака) собирались в слова и фразы (в зеркальном отражении, на секундочку) и спаивались. Из этих брусочков набирали строку в 28 знаков. И так вся полоса. Приезжал редактор, читал газету после корректора, затем писал слово «цвет», ставил автограф и вешал газету на гвоздик. И все бы ничего. Но после него к номеру приступал цензор. Это слово до сих пор с содроганием вспоминают мои дети, ведь именно из-за него мама порой приходила домой под утро. Иногда цензура могла снять целый материал, но чаще ее не устраивали некоторые абзацы. Один выкинули, а смещается вся полоса. Часто бывало, что Иваницкий дочитает, завизирует газету и уедет, а цензор начинает изгаляться. Приходилось согласовывать правки по телефону или подписывать газету самой. Страшно было, переживала ужасно. И если вдруг оказывалось, что в свежем номере какой-то «ляп», мне становилось плохо…

Однажды, помню, верстали новогодний номер. Полоса уже собрана, подписана и закручена болтиками – можно печатать. И тут она…. рассыпается! Плохо скрутили. В общем, были все шансы встретить Новый год среди печатных станков.

Держаться на плаву!

Шли годы, вслед за Вячеславом Иваницким на должность редактора пришла Ольга Космынина – человек, который дал путевку в жизнь многим камчатским журналистам. В те лихие 90-е очень трудно было удержать газету на плаву. Сколько хороших изданий Камчатки канули в Лету, но «Рыбак» выстоял.

– В 1994-м был момент, когда в газете остались только Ольга Ивановна и мама, – вспоминает журналист Людмила Шитова, дочь Королёвой, которая буквально росла в кабинетах редакции, помнит всех ее сотрудников. – По просьбе редактора я написала обзор промысла, «Из Тихого и в Тихий» – мои первые тысяча строк. Кайф, восторг! Ух ты, а мне за это еще и заплатят? Космынина вручила корочку с гордым названием «Пресса». И понеслось. Это было безумное время. Безумно интересное. Кураж, море встреч. Я оканчивала пятый курс института, ходила с редактором на интервью к интересным людям, на слушания дел, где с пеной у рта спорила с председателем городского суда, защищая права рыбаков: в то время их нещадно кидали. До сих пор я благодарна редактору за эту школу жизни. Так, как учила Ольга Ивановна, никто не мог научить. Благодаря ей я оказалась в газете «Пограничник Севера-Востока». Эта работа – мое счастье и гордость. Кстати, когда-то я сторонилась военных и рыбаков. В итоге я в погонах, а муж – рыбак. Поэтому не понаслышке знаю, как бесконечно тяжело женам, когда любимый человек уходит в море и возвращается, заново привыкая к жизни на берегу.

Кто такой этот «сверка»?

Валентина Ивановна – человек веселый и оптимист, каких мало. Даже энергокризис конца 90-х ей запомнился захватывающим приключением: «Сидим, делаем газету. Тут свет отключили, причем неизвестно на сколько. Ждем. Говорят, что в Камчатрыбпроме вроде есть электричество. Хватаем эти огромные компьютеры и бегом туда – верстаться. Потом волочем технику назад. А в редакции холод! Но все это было так… здорово».

– Правда, я иногда гоняла молодежь, – смеется Валентина Ивановна. – Была заинтересована, чтобы газета выходила вовремя и чтобы не сидеть допоздна. Но часто случалось именно так. Однажды я уснула прямо за столом, кто-то подходит: «Валентина, Ивановна, сверка!» А я не понимаю, где я и кто такой – этот сверка… Ты помнишь, как до пяти часов утра работали?

Конечно, помню! И стол, на котором у Валентины Ивановны аккуратной стопочкой располагались словари, и строгий взгляд корректора, когда ты все еще не дописал материал. И как мы, корреспонденты, по очереди остаемся на выпуске, чтобы вместе с Королёвой читать полосы. Это называлось «свежая голова». И вот мы сидим среди ночи, клюем носом над чашкой чая и ждем, когда аппарат выдаст очередную пленку… Но чаще смеемся, потому что Валентина Ивановна всегда шутит, даже если устала.

Когда пришли захватывать газету, я обедала

– Очень я любила свою газету, всегда была предана ей. Много раз меня упорно приглашал в «Пограничник Северо-Востока» редактор Владимир Слабука, предлагал хороший оклад. Но бегать с места на место я не любила. Что могла, то и отдала «Рыбаку Камчатки». Порой мы переживали трудные времена. И зарплаты были маленькие. И губернаторы за критику нас не любили. Многотиражку даже приходилось отвоевывать у «двойника». Когда пришли захватывать нашу газету, я была на обеде, – смеется Валентина Ивановна. – И хотя недоброжелатели говорили, что мы тут все «мхом поросли», народ спрашивал в киосках только «нашу газету», самозванцев же игнорировал. А рыбаки-молодцы показательно пачками жгли номера захватчиков на причале Сероглазки. В прежние времена они очень поддерживали свою газету. Но давным-давно нет Тралфлота, которому изначально принадлежал «Рыбак» (он же «За высокие уловы»), других крупных предприятий. И рыбы все меньше. Было бы хорошо все это возродить. Искренне желаю газете успеха.

А воспоминания о работе самые добрые и светлые. В редакции всегда трудились хорошие, интересные люди, веселые, талантливые ребята, с вами я чувствовала себя молодой. Можно было еще поработать, редактор Станислав Малый не хотел меня отпускать, но внук пошел в школу, меня поглотили домашние дела. Сейчас Даня уже взрослый, учится в 10 классе, но я по-прежнему жду его с уроков, чтобы накормить обедом.

Самыми важными в газете считаются корреспонденты, именно они ее делают. А корректор – технический персонал, – то ли скромничает, то ли кокетничает Валентина Королёва. Но мы-то знаем, что в руках этого человека престиж газеты. Именно от него во многом зависит степень уважения к печатному изданию. К тому же наша Валентина Ивановна никогда не была просто корректором – еще и поддержкой, опорой, советчиком (даже для редакторов) и большим другом. Она и сейчас почитывает наши статьи. Приятно знать, что нынешний «Рыбак» ей нравится. А уж когда сама Королёва говорит, что твой материал интересный, можно считать, что сделал дело на совесть.

Дарья КОЖЕМЯКА

Королева корректуры 0
19:00
1181
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...