«Мы все в одной лодке»
«Первым «200-го» подняли, остальные были уже на грани. Сильно уставшие, с серьезным обморожением рук и ног. Говорили на своем. Объяснялись с ними на пальцах. Первые два часа были неадекватны совсем. Когда они более-менее оправились, обрадовались, что в Россию идем». Анатолий Пименов, капитан судна «Пётр Ильичёв», и его старший помощник Александр Гусев рассказали нашей газете о том, как они спасали северокорейских рыбаков с тонувшей шхуны
Напомним, 10 декабря 2017 года судно «Пётр Ильичёв» держало путь в порт Пусан через исключительную экономическую зону КНДР. В этот день около 16 часов матрос Павел Александрин, находясь на палубе, услышал крики о помощи и сообщил об этом остальным членам экипажа, а также доложил на ходовой мостик. Лодка была без названия, флага и опознавательных знаков. Рыбаки стояли по колено в воде, поднимали и опускали руки.
«Мы были уже далеко от этой лодки, непонятно, что на ней происходит, поэтому решили развернуться и подойти ближе. Посмотрели, поняли, что помощь действительно требуется, начали спасать», – вспоминает Александр Гусев.
Как рассказал капитан судна Анатолий Пименов, было принято решение поставить судно бортом на ветер, чтобы прикрыть шхуну от ветра и волны, после чего «Пётр Ильичёв» начал дрейфовать к шхуне. В это время палубная команда готовила средства спасения. Боцман Овик Авдалян руководил матросами палубной команды: Павел Александрин, Артур Страшевский, Андрей Трифонов, Дмитрий Барышев, Евгений Вешенский и Сергей Афонин готовили спасательную сетку, спасательный круг, спасательный конец с выброской и лоцманский трап. «Сначала поставили трап, но рыбаки были настолько уставшие, что не смогли забраться самостоятельно, поэтому стали поднимать их с помощью сетки», – добавляет старпом.
С помощью спасательных средств за четыре подъема экипажу удалось поднять на борт своего судна рыбаков. Трое из них были живы и имели обморожение от долгого нахождения в холодной воде, их товарищ погиб накануне. Спасенным оказали первую помощь, предоставили теплую сухую одежду, душ с горячей водой, питание. Старший помощник капитана на протяжении всего пути до порта Владивосток консультировался со специалистами камчатского спасательного центра медицины катастроф.
«Вся помощь, собственно, сводилась к тому, чтобы просто обезболить. Остальное – только в больнице на берегу», – вспоминает Александр Сергеевич.
Камчатское судно поддерживало связь и с северокорейским спасательным центром, на территории функционирования которого они находились. Его сотрудники предлагали капитану передать пострадавших в море, но погодные условия не позволяли этого сделать: ветер достигал больше 20 метров в секунду, а волна поднялась до 4 метров.
«Даже порт Владивосток был уже закрыт, но нашему судну в такой ситуации разрешили зайти. Мы швартовались с тремя буксирами, такая была непогода», – говорит Пименов.
Пострадавших рыбаков прямо из порта отвезли на скорой помощи в больницу. Оказав необходимую медицинскую помощь, граждан Северной Кореи отправили на родину. В порту экипаж «Петра Ильичёва» встречали консул КНДР и российские власти. «Консул пожал нам руки, поблагодарил за спасение рыбаков», – говорит старпом.
Позже выяснилось, что северокорейские рыбаки вышли в море еще 6 декабря. Двигатель отказал уже на следующий день, лодка стала дрейфовать, позже обнаружилась течь, в результате чего шхуна начала тонуть. Как говорят члены экипажа судна «Пётр Ильичёв», северокорейским рыбакам удалось так долго продержаться в открытом море только благодаря хорошей погоде. Но буквально за несколько часов до встречи с камчатским судном погодные условия начали ухудшаться. Старпом признается, что если бы не крики рыбаков, никто из экипажа на них бы не обратил внимания. Таких лодок, как эта, в том районе – сотни.
«Наоборот, стараешься держаться от них подальше, чтобы не задавить ненароком. А стоят на палубе и машут руками они на каждой лодке», – говорит Гусев.
В результате спасательной операции экипаж «Петра Ильичёва» при перегоне судна в Южную Корею потерял сутки. Как признается Анатолий Пименов, для компании такие «спасательные маневры» затратны и невыгодны. Но руководство колхоза им. В. И. Ленина оценило ситуацию и приняло решение спасать иностранных коллег, несмотря на это. На заработке экипажа это никак не сказалось.
За мужество и героизм, своевременные грамотные, решительные действия, совершенные в условиях, сопряженных с риском для жизни, капитану судна «Пётр Ильичёв» вручено благодарственное письмо главного управления МЧС России по Камчатскому краю. Первый заместитель начальника управления Юрий Карташев искренне поблагодарил Анатолия Пименова и его экипаж за спасение рыбаков.
«В свою очередь, я хотел бы поблагодарить весь экипаж за профессионализм и человечность, которые они проявили в отношении рыбаков из другой страны. И, конечно, все руководство колхоза им. Ленина за поддержку и оперативные решения с берега. Без этой оперативности ничего бы не получилось», – говорит капитан судна.
Отличившихся членов экипажа «Петра Ильичёва» намерены представить к ведомственной медали МЧС России «За спасение погибающих на водах». Соответствующие документы уже направлены в департамент кадровой политики МЧС России.
«На самом деле все молодцы. Экипаж у нас маленький. Каждый делал свое дело. Ничего вроде такого, просто не растерялись. Многие ведь теряются в такой ситуации. Могли и пройти, но не прошли. Все-таки все в одной лодке», – говорит Александр Гусев.
Яна ГАПОНЮК
Экипаж судна «Пётр Ильичёв», участвовавший в спасении северокорейских рыбаков:
- – Анатолий Пименов – капитан,
- – Александр Гусев – старший помощник капитана,
- – Андрей Толошный – 2-й помощник капитана,
- – Иван Танаев – 3-й помощник капитана,
- – Николай Курочкин – помощник капитана по радиоэлектронике,
- – Алексей Бушин – старший механик,
- – Александр Алёхин – 2-й механик,
- – Виктор Рыжков – 3-й механик,
- – Алексей Рядинских – 4-й механик,
- – Владимир Неклюдов – электромеханик,
- – Андрей Огнев – рефмеханик,
- – Олег Красников – помощник рефмеханика,
- – Овик Авдалян – квалифицированный матрос,
- – Евгений Вешенский – квалифицированный матрос,
- – Артур Страшевский – вахтенный матрос,
- – Сергей Афонин – вахтенный матрос,
- – Павел Александрин – вахтенный матрос,
- – Дмитрий Барышев – вахтенный матрос,
- – Андрей Трифонов – квалифицированный матрос,
- – Сергей Бронский – квалифицированный моторист,
- – Алексей Фоминов – квалифицированный моторист,
- – Вячеслав Калейник – вахтенный моторист,
- – Нина Атрохова – матрос-буфетчик,
- – Елена Васильева – шеф-повар.