Когда история оживает

Когда история оживает

Интересно разглядывать старые фотографии, но старая кинопленка – это совсем иное. Благодаря ей история оживает, обретает свой голос

Первая на Дальнем Востоке студия кинохроники (ныне ФГУП «Далькиностудия» Минкультуры России) была основана в 1927 году. За десятилетия создан огромный фонд киножурналов и документальных фильмов о жизни дальневосточников.

У киностудии есть страница на «Фейсбуке» и канал на «Ютьюбе», где она публикует старые сюжеты после оцифровки. Некоторые из них стали «хитами» соцсетей. Например, об открытии в 1960-х в Петропавловске-Камчатском первых закусочных автоматов или строительстве городка для рыбаков Тралового флота.

С 2016 года идет разговор о передаче фонда Далькиностудии в Государственный архив России. Конкретная дата пока не названа, но в планах госархива вывезти все материалы в «ближайшее время».

Как показывает практика, архивы, переданные в Москву, обычно становятся недосягаемыми. Но пока кинолетопись Дальнего Востока находится в Хабаровске, она доступна всем.

Вполне вероятно, что в архиве студии хранятся сюжеты, в которых вы сможете увидеть своих родных, близких и даже самих себя. А если организация, в которой вы работаете, родилась в советские годы, то в кинохронике наверняка есть упоминание о ней. Например, там нашли уникальные кадры с легендарными капитанами рыбацкой Камчатки, когда готовили документальный фильм, посвященный 50-летию Океанрыбфлота.

Я познакомился с директором Далькиностудии Олегом Чуриловым и попросил ответить на несколько вопросов.

– Олег Владимирович, продолжает ли ваша студия снимать сюжеты или сейчас вы только храните пленки прежних лет?

– Студия продолжает снимать документальные фильмы. В этом году приступаем к съемкам двух документальных фильмов с рабочими названиями «Последние из удэге» и «Большое путешествие Мамия Риндзо». Оба фильма с интересными историями и обширной географией исследований и путешествий. Я думаю, что это будут первые фильмы нового уровня развития дальневосточного документального кино. Кстати, на базе студии мы хотим создать первый в регионе Дальневосточный центр кино, где будет Музей кино, будет возможность всем желающим пройти обучение основам операторской съемки, научиться писать сценарий и снимать по нему фильм, посмотреть фильмы – участники различных фестивалей и т. д.

– Какое количество материалов насчитывает ваш фонд?

– В основном это киножурналы «Дальний Восток» по 5–6 сюжетов на 10 минут. Есть спецвыпуски по 20 минут. Всего 1 851 журнал. Еще около 300 документальных фильмов разных лет (если говорить о том, что хранится на пленке).

– Какой из них самый старинный, а какой самый недавний?

– Самый старинный сюжет – приезд Николая II во Владивосток в 1891 году. Как он попал в архивы студии, я сказать не могу. Возможно, он остался с 1920-х, когда студия располагалась во Владивостоке. Остались сюжеты о Русско-японской войне, строительстве КВЖД, интервенции, экспедиции Челюскина, материалы из фильма «Неведомая земля Камчатка» и т. д.

Что касается материалов, которые были сняты Дальневосточной студией кинохроники, наиболее ранняя хроника сгорела во время пожара на студии в 1958 году. Поэтому архив пленки начинается с 1959 года.

Крайний документальный фильм «Врата небес» мы сдали в 2018 году.

– Какое количество старой кинопленки оцифровано и за чей счет?

– Оцифровано менее 5 процентов. Основная работа сделана благодаря патриотизму работников киностудии. Часть пленок оцифрована за счет частных лиц и компаний, заинтересованных в приобретении сюжетов, имеющихся в распоряжении нашей студии.

– Предусмотрены ли в вашем бюджете средства на реставрацию и оцифровку пленок?

– Форма собственности студии – ФГУП. Это подразумевает контроль ее деятельности со стороны государства, коммерческую систему заработка денег самим предприятием только за счет уставной деятельности – то есть съемок документальных фильмов. На Дальнем Востоке данное направление не развито, поэтому свободных средств, которые можно было бы пустить на оцифровку и реставрацию архива, студия не имеет. Никакого финансирования деятельности студии со стороны государства не предусмотрено.

– На ваш взгляд, насколько высок интерес у дальневосточников к киноархивам, к истории своей малой родины?

– Интерес к истории в целом достаточно высок. Но задачи у всех разные. Например, я обращался в Правительство Хабаровского края еще в конце 2015 года с предложением о сотрудничестве в оцифровке фонда. В результате долгих переговоров архив края предложил мне просто передать им наш фонд и права! То есть ни о каком сотрудничестве речи не шло, зато архив края (как выяснилось из газет), рассчитывая на наш архив, уже готов был «забить» в бюджет около 27 млн рублей на оцифровку! А затем с таким же успехом за немалые деньги он продавал бы уже оцифрованный материал. Кстати, студия при обращении в архив тоже оплачивает счета, выставленные архивом за съемки материалов для своих документальных фильмов.

Еще было обращение к прежнему губернатору Магаданской области с предложением об оцифровке сюжетов о Колыме. Со мной связались, выяснили некоторые вопросы – и все.

Представитель Республики Саха (Якутия) сам обратился ко мне с предложением оцифровки сюжетов, касающихся Якутии.

Некоторые крупные предприятия региона тоже не проявили интереса, в то время как ряд организаций заинтересованы в сохранении истории строительства, становления и своего развития для поддержания корпоративного духа.

К сожалению, многие не знают о том, что Далькиностудия еще существует и существует ее архив. Многие, найдя мою страничку на «Фейсбуке» и на «Ютьюбе», вспоминают, что их когда-то снимала cтудия кинохроники, просят найти тот или иной сюжет. Люди пишут нам и из других регионов, и из-за границы. Многие ищут своих родственников – бабушек, дедушек, которых когда-то снимала студия, а многие находят в том числе и себя в опубликованных сюжетах. Все это можно увидеть в отзывах и словах благодарности на страницах студии в интернете.

Кинодокументы – это живая история, и каждый в ней найдет что-то интересное для себя. Кому-то интересно, как выглядело то или иное место. Кто-то заново переживает те чувства, которые он испытывал в то время, которое видит на экране. А самое главное в том, что мы сами должны знать историю и сохранить ее для потомков. Ведь не секрет, что сейчас переписывается история в угоду чего-либо или кому-либо. Только посмотрев кинодокумент, можно увидеть и понять, как все было на самом деле.

Кирилл МАРЕНИН

На фото: кадр из фильма Дальневосточной студии кинохроники (встреча БМРТ «Сероглазка», 1970-е).

19:00
1037
Парень из Сероглазки
10:45
На фотографии дочь капитана Пономарева, красавица Екатерина
Загрузка...