Наш человек

Наш человек

Писать о Качине мне и легко, и тяжело одновременно.

Легко потому, что в 2012 году «Новая книга» опубликовала воспоминания Дмитрия Ивановича в серии «Камчатские биографии». Книга в зеленой обложке под названием «Осталось в памяти… О людях, о времени, о себе» привлекла внимание всех, кто интересуется судьбой Камчатки. Ведь даже самые близкие люди руководителя территории могут не знать, как решалась та или иная проблема полуострова, что мешало ему развиваться, какие усилия требовались для создания нормальной жизни на этой отдаленной от всесоюзного центра земле. А тут такие воспоминания человека, который в 1954 году по совету тогдашнего министра рыбного хозяйства СССР Александра Акимовича Ишкова приехал по распределению на Камчатку из Москвы из института рыбного хозяйства.

Выпускник с красным дипломом одного из трех институтов такого профиля, имевшихся тогда в СССР, прибыл в распоряжение Камчатрыбпрома. А попал в Тралфлот и, имея диплом инженера добычи, ушел в море на промысел камбалы на паровом тральщике траловым мастером. Ну не было тогда вакантных рабочих мест, соответствующих его диплому. Как и диплому его молодой жены Татьяны, выпускницы-отличницы биологического факультета Иркутского государственного университета. Ей, дипломированному ихтиологу, досталась должность лаборанта на испытательном сроке в ТИНРО…

Но они, Дмитрий Иванович и Татьяна Фёдоровна, выдержали испытание Камчаткой. Прошло несколько лет. Татьяна Фёдоровна возглавила лабораторию, стала известным ученым, защитила кандидатскую диссертацию. А молодой тралмастер «не вылезал из моря» – руководил экспедициями, был назначен начальником производственного отдела крупнейшего предприятия полуострова. Рыболовецкие суда уходили все дальше от берега. Предприятие росло по численности судов, по числу работающих и количеству выловленной рыбы. Но, как пишет в своей книге Качин, «МОЙ (так в книге. – О. К.) Тралфлот – это не столько тонны выловленной рыбы, освоенные районы промысла или даже перевыполненные государственные планы… МОЙ Тралфлот – это десятки и сотни замечательных людей, чистых душой, добрых и бескорыстных сердцем. Не пасующих перед трудностями и не унывающих в критических ситуациях, готовых прийти на помощь другу и бесконечно преданных своему делу».

Такое отношение к людям не осталось незамеченным. Классного специалиста часто избирали на общественные должности, а затем направили на учебу в Москву в Высшую партийную школу при ЦК КПСС. После которой он вернулся в Тралфлот и возглавил его партийную организацию, которая была крупнейшей в области.

В это время рыбацкий флот пополнялся БМРТ, перерабатывающими плавбазами, другими современными судами. Сейчас трудно представить роль партийных организаций в производственных коллективах, в налаживании производства, тем более в период его модернизации. Но она была огромна. Это и подготовка новых кадров, и система организации труда, и обеспечение бытового устройства людей. В партком шли «за справедливостью», если обидел начальник. И «выбивать» квартиру, если нарушили очередность в решении квартирного вопроса. И рыбацкие жены часто появлялись, ведь их мужья уходили из дома надолго, заходили в другие порты, а уж у кого где какие были «явки», обиженные женщины могли знать или напридумать всякое…

Секретарь парткома должен быть не только хорошим, авторитетным специалистом, чтобы на равных разговаривать с провинившимся руководителем, но и психологом, чтобы понимать людей, помогать им. Таким и был Дмитрий Иванович Качин, который возглавлял Петропавловскую городскую партийную организацию, избирался секретарем обкома партии по промышленности, был председателем облисполкома и в итоге стал первым секретарем партийной организации Камчатской области. Но всегда в приоритете у него были рыбацкие предприятия. «Можете назвать это чувство ностальгией по моей родной рыбацкой отрасли», – написал он. Почитайте книгу воспоминаний Дмитрия Ивановича Качина, вам будет интересно, много рыбацких фамилий увидите, много историй узнаете. Годы его руководства областью были годами расцвета Камчатки во всех отношениях, а не только «рыбы».

А теперь о том, в чем трудность написания о нем лично для меня. Мне приходилось с ним встречаться, будучи молодым журналистом «Камчатского комсомольца», а затем и редактором этой молодежной газеты. Почему у меня только положительные воспоминания? Неужели не было повода о чем-то поспорить? Задать «неудобный» вопрос? Были поводы, потому что молодежную газету тогда всем – бумагой, деньгами на зарплаты и командировки, квартирами, наконец – снабжал обком партии. Одиножды редакцию «подвинули» в очереди на получение квартиры. А коллектив молодой, в семьях постоянно пополнения. Пошла к первому обкома партии. Дмитрий Иванович выслушал, дал команду разобраться, разобрался, да еще и одну внеплановую квартиру удалось получить для вызванного с материка ответственного секретаря редакции Валерия Ронина. Так что спорить поводы были, но он разрешал проблемы и отвечал на вопросы так, что они снимались сами по себе.

Был у меня однажды и собственный прокол. После учебы в Академии общественных наук меня, журналиста без опыта партийной работы, назначили заместителем отдела пропаганды обкома партии. Думаю, что это неординарное решение принималось не без участия Дмитрия Ивановича. Старалась, училась новому делу. У него же училась, прислушивалась, как он разговаривал с людьми, как вел совещания, какие доводы приводил. Не повышая голоса, убедительно, размышляя по поводу… И тут у меня в автобусе выкрали кошелек, в котором лежало новенькое удостоверение работника обкома партии. В милиции сказали: если бы вас убили, мы бы точно нашли кто, а кошелек искать – вряд ли найдем… И меня вызвали «на ковер» к Качину. Дмитрий Иванович выслушал про обстоятельства потери документа. Помолчал, а потом сказал неожиданное: «Такой документ носить в лифчике надо». Лучше бы он повысил голос или поругал от души. Но новый документ мне выдали, а его уроки партийной работы мне пригодились в дальнейшей журналистской работе, в том числе и редактором рыбацкой газеты.

После Камчатки Дмитрий Иванович Качин был назначен чрезвычайным и полномочным послом Советского Союза в Социалистической Республике Вьетнам. Кроме того, что укрепились связи между нашими странами (тогда еще существовал Советский Союз), полуостров регулярно снабжался вьетнамскими фруктами, а многие рыбацкие суда ремонтировались во Вьетнаме. С назначением Дмитрия Ивановича послом Вьетнам лично для меня сделался как-то ближе, было приятно знать, что в этой экзотической стране работает наш, камчатский человек…

С Днем рождения Вас, Дмитрий Иванович!

Ольга КОСМЫНИНА, Ростов-на-Дону

На фото: Празднование 60-летия комсомола. Первый секретарь обкома партии Дмитрий Иванович Качин вручает приветственный адрес первому секретарю обкома комсомола Валерию Кучеренко. Рядом — члены обкома ВЛКСМ. Ольга Космынина стоит за Владимиром Семерниным и Раисой Свердловой. 1978 год.

20:25
1887
Анатолий Персиянов
17:45

Хочу поблагодарить свою землячку с Дона  — Ольгу (сам я родом из сальских степей, донской  казак ) за статью рассказывающую  о нашем, без преувеличения,  лучшем областном руководителе  Камчатской области  Дмитрии Ивановиче, поскольку и я работал, и знал этого прекрасного руководителя . На мой взгляд в статье с большой  теплотой и уважением рассказано о Человеке, который прибыл  на Камчатку после окончания института  и за период своей активной работы прошел большой карьерный  этап — начал свой трудовой путь  от мастера рыбопромышленника  до государственного деятеля Союзного масштаба . Это могло произойти с человеком, который обладает незаурядными способностями, волей, порядочностью, стремлением и потребностью познавать и совершенствоваться., быть коммуникабельным и обладать организаторскими способностями сочетая  спрос и проявляя доброту, уважение к людям за что его заслуженно  уважали  коллеги и признало СВОИМ  население Камчатки. Нашему юбиляру пожелаю  крепости духа , здоровья и  оптимизма !

Загрузка...