«Эрфольг» – призрак Охотского моря
Краболов «Эрфольг» как призрак вынырнул из тех лет, когда Охотское море толпами бороздили браконьерские шхуны под флагами экзотических стран. Он вел промысел в режиме глубокой конспирации, но уйти от расплаты ему не удалось.
Биография у судна лихая. Его построили в Южной Корее в 1990 году. Примерно с 1993-го оно стало промышлять на Дальнем Востоке как «Капитан Лигов». Видимо, автор названия был фанатом книги Анатолия Вахова «Трагедия капитана Лигова» о русских китобоях, но ее персонажи вряд ли порадовались бы такой «чести».
За 30 лет промысла в нашей экономзоне краболов сменил четыре названия: «Капитан Лигов», «Базис», «Кратер», «Эрфольг», три флага: Камбоджа, Белиз, Россия, восемь владельцев (и это не считая арендаторов); успел побывать в тайм-чартере у компаний «КУК» и «Монерон» (у их истоков стоял опальный ныне «крабовый король» Олег Кан). Экипаж, который сложился на судне, был готов работать при любом хозяине.
В 2010 году краболов задержали за браконьерство в Охотском море. В 2017-м представитель камчатской компании «Фиш-нет», которая тогда владела этим судном, пытался купить секретную информацию о передвижениях патрульно-сторожевых кораблей, чтобы обезопасить свой промысел. Но ему подсунули «дезу». В том же году шхуна опять была задержана.
В 2019-м она удалилась в Пусан готовиться к новым «подвигам». Там судно и оставалось, пока «Фиш-нет» не продал его другой камчатской фирме – ООО «Эрфольг». Новый владелец назвал краболов в свою честь.
Кстати, с немецкого «эрфольг» переводится как успех. Бизнес у нового хозяина (как и у предыдущих) был по-своему успешным. Компания была создана в 2021 году, у нее не было ни квот на лов краба, ни даже шансов их получить, однако «Эрфольг» ударно добывал этот высоколиквидный ресурс.
В апреле 2022-го краболов отправился в рейс по привычному маршруту: Южная Корея – Охотское море. Название на корме и бортах было скрыто, флаг снят. Само собой, сообщений о своих координатах и пересечении границы «Эрфольг» никому не передавал. Тем не менее в мае он все-таки был обнаружен во время промысла в заливе Шелихова.
Когда на горизонте появился пограничный корабль «Забайкалье», «Эрфольг» не реагировал на радиозапросы и пытался скрыться. С «Забайкалья» видели, как рыбаки сбрасывали в море мешки. Мешки потом подняли. В них оказалась мороженая сельдь, которую обычно используют как наживу для добычи краба.
Погоня продолжалась до тех пор, пока капитан пограничного корабля не принял решения открыть предупредительный огонь. Услышав выстрелы, экипаж «Эрфольга» предпочел сдаться. Краболов лег в дрейф и принял на борт осмотровую группу (почти при тех же обстоятельствах его задерживали в 2017-м).
Прибыв на «Эрфольг», пограничники убедились, что судно полностью оборудовано для добычи краба и его переработки. Металлические предметы в море окисляются и ржавеют буквально за неделю, если их не используют. Однако металл промысловых механизмов «Эрфольга» предательски блестел, свидетельствуя об их усердной работе. Самым веским доказательством незаконного промысла стали 45 тонн варено-мороженых конечностей краба, лежавших в трюме.
Для полной картины на борту не хватало только крабовых ловушек. Зато в каюте одного из членов экипажа нашлась записная книжка, в которой были отмечены координаты их постановки в Западно-Камчатской подзоне. По этим координатам нашли 11 порядков крабовых ловушек, в которых находились более 25 тысяч синих крабов и более 40 тысяч крабов-стригунов (их вернули в естественную среду обитания).
Компания «Эрфольг» пыталась переложить ответственность на иностранную фирму – некую «Лебенсбаум» из Панамы. Якобы «Эрфольг» заключил сделку с панамцами по продаже краболова до его выхода из Пусана.
Однако Петропавловск-Камчатский городской суд, куда поступило административное дело в отношении ООО «Эрфольг», счел эту версию неубедительной. Суд признал судовладельца виновным в нарушении правил рыболовства, постановил оштрафовать его на 46 млн рублей с «копейками», а краболов – конфисковать.
Сомневаюсь, что на счетах ООО «Эрфольг» найдется 45 млн, а в его собственности осталось хоть что-то ценное. Да и конфискация краболова вряд ли возместит стране ущерб от браконьерского промысла, о чем говорит судьба многих конфискованных шхун. Они или годами ржавеют у причала в ожидании аукциона (а государство оплачивает их стоянку), или их продают сомнительным фирмам, так как честным добытчикам такой хлам не нужен. Но все же радует, что флотилия «флибустьеров» Охотского моря, сильно поредевшая за последние годы, лишилась еще одной рабочей единицы.
Кирилл МАРЕНИН.