Есть ли жизнь на СРВ? Есть!

Есть ли жизнь на СРВ? Есть!

На территории Петропавловской судоверфи идет подготовка к подъему двух затонувших плавдоков. Это часть большого проекта по возрождению ПСРВ. Предприятие потихоньку оживает и готовится к переменам.

Напомним, что в 2018-м группа рыбацких компаний Камчатки (ООО «РПЗ «Сокра», ООО «Поллукс») приобрела Петропавловскую судоверфь, все имущество которой после банкротства продавалось с молотка. Они обошли на повороте китайского инвестора, который считался наиболее вероятным покупателем. Спасибо им за то, что эта важная для нас территория не стала де-факто иностранной. Но купить ПСРВ – лишь первый шаг. Чтобы поднять его из руин, потребуется еще много трудных шагов.

Для управления судоверфью создано отдельное предприятие – АО «Комкон». Его гендиректор Андрей Обедин рассказывает, что за прошедший год в судоверфь вложено около 40 млн рублей. Начали с самого необходимого: были обеспечены охрана, пропускной режим и круглосуточное наблюдение. В результате прекратилось разграбление судоверфи, вандализм. Примерно на 60 процентов восстановлено энергоснабжение территории. Куплены две новые трансформаторные подстанции, чтобы полностью наладить работу энергосистемы и сделать ее безаварийной. Продолжается восстановление канализации, водоснабжения, очистных сооружений и т. д.

На нынешнем этапе самая сложная задача – поднять затопленные плавучие доки. Их два. У одного под номером 3 длина 34 метра, валовая вместимость 272 тонны. У второго (№ 4) – более 130 метров, 7,7 тысячи тонн.

Мне приходилось бывать на них семь лет назад, когда они еще держались на плаву, но уже были брошены на произвол судьбы. С первого взгляда становилось ясно, что дело – швах. Свет в отсеках отсутствовал, оборудование дышало на ладан. Судоверфь не обеспечивала доки ни электроэнергией, ни аварийным запасом топлива. В случае ЧП экипаж не смог бы запустить ни один механизм для борьбы за живучесть. Да и запускать было почти некому: народ, не получая зарплату, отсюда разбегался. Несмотря на предписания прокуратуры, решения судов и других грозных инстанций, попыток предотвратить гибель доков не наблюдалось. И они неизбежно затонули на месте своей стоянки – во внутреннем ковше ПСРВ.

Это в наших традициях: довести ситуацию до тяжелых последствий, чтобы потом кто-то в режиме подвига исправлял произошедшее. Новым хозяевам судоверфи придется дополнительно потратить еще несколько миллионов, чтобы вытащить «утопленников».

Контракт на подъем малого дока заключен с камчатской компанией «Содружество». Сейчас на объекте работают ее водолазы Николай Уткин и Александр Тютюнников. Они завершили обследование дока. Установлено, что пробоин в нем нет. Проблема только в том, что он гниет и заиливается. Сейчас его готовят к откачке воды. Когда станут восстанавливать плавучесть дока, начнется процесс подъема, что при оптимальных условиях займет месяц – полтора.

С доком № 4 работает Государственная морская спасательная служба. Док поднимут, используя в том числе его же мощности. Моторы дока могут качать примерно 2 тысячи кубов воды в час, но для начала их надо реанимировать. Сейчас в бортах вырезают монтажные отверстия, чтобы получить доступ к двигателям. Этот док также обследуется водолазами. Все работы должны быть завершены в течение трех месяцев.

Кстати, Госморспасслужба уже поднимала док № 4 в 2017 году, но прежнее руководство судоверфи опять допустило его затопление. Это говорит о том, что поднять док – это даже не полдела, а гораздо меньше. Намного сложнее будет содержать его и поддерживать на плаву.

Док № 3 имеет некоторые шансы на восстановление. Если удастся вернуть его в рабочее состояние, в нем можно будет доковать суда типов РС и СТР-420. А вот дальнейшая судьба дока № 4 – под большим вопросом. Он не просто прогнил и весь течет, но и был разграблен охотниками за металлом. Его ремонт потребует колоссальных денег.

Пока идет подготовка к подъему доков, специалисты Дальневосточного научно-исследовательского института морского флота проводят полное обследование причалов и связанной с ними инфраструктуры. Это необходимо, чтобы спланировать ремонтные работы, провести паспортизацию причальных сооружений для дальнейшей эксплуатации.

«Когда мы приобрели ПСРВ, обсуждали разные варианты ее использования. В итоге пришли к мнению, что необходимо сохранить ее именно как судоверфь, – рассказывает Андрей Обедин. – Мы ставим цель создать здесь кластер по комплексному обслуживанию судов рыбопромыслового флота, строительству мало- и среднетоннажных судов».

Уже сегодня рыбаки могут заказать на судоверфи изготовление технологического оборудования, ремонт судовых двигателей и механизмов, корпусные работы. Эти услуги оказывают компании, которые арендуют здесь помещения и производственные мощности.

«Мы заинтересованы в том, чтобы таких предприятий на территории ПСРВ становилось больше. Стараемся обеспечить им условия. Восстанавливаем энергоснабжение, в том числе в их интересах. Теперь им не надо начинать рабочий день с запуска «дизелей», включая эти расходы в стоимость своих услуг», – рассказывает Андрей Обедин.

По его словам, сейчас идут переговоры с потенциальными инвесторами, в том числе зарубежными. «Мы готовы предложить им долю в акционерном капитале, но не больше 50 процентов. Предприятие должно остаться российским», – говорит мой собеседник.

Чтобы увидеть потенциал Петропавловской судоверфи, достаточно взглянуть на географическую карту. Рядом – Охотское и Берингово моря, где идет активный промысел. Будь в Петропавловске современная база судового ремонта и обслуживания, весь флот был бы здесь, а не в Пусане. Для справки: переход судна в Пусан обходится его владельцу до 200 тысяч долларов, что сопоставимо со стоимостью межрейсового технического обслуживания единицы флота.

Кроме того, ПСРВ претендует на режим свободного порта, а это отсутствие таможенных пошлин и НДС при импорте материалов и запчастей, сокращенное время таможенной очистки и прохождения госграницы, налоговые льготы.

Чудес не бывает. ПСРВ не преобразится по щелчку пальцев. Хотя сделано уже немало, результат этих усилий пока не бросается в глаза. Если вы посетите предприятие сейчас, вам предстанет та же картина, что и лет пять назад: полуразрушенные здания, неработающие краны, зарастающая лесом земля. Но когда поднимут доки, эту работу увидят все. И даже скептикам станет очевидно, что ситуация на судоверфи действительно меняется к лучшему. Предприятие очнулось от анабиоза и готово к новой жизни.

Кирилл МАРЕНИН

На фото: водолазы Александр Тютюнников, Николай Уткин, представитель компании «Содружество» Олег Макаров и шкипер Михаил.

Справка

Территория ПСРВ расположена в юго-западной части города на берегу бухты Раковой (в пределах городской черты, удаление от центра города 7,5 км). Территория занимает 32,4 га. Площадь предоставленной в пользование акватории – 0,23 кв. км. Гидротехнические сооружения состоят из 16 причалов (глубина от 4 до 9 метров) общей протяженностью 1 300 м. Причалы оборудованы подкрановыми путями и 7 портальными кранами грузоподъемностью от 16 до 32 тонн.

Есть ли жизнь на СРВ? Есть! 0Есть ли жизнь на СРВ? Есть! 1Есть ли жизнь на СРВ? Есть! 2Есть ли жизнь на СРВ? Есть! 3Есть ли жизнь на СРВ? Есть! 4Есть ли жизнь на СРВ? Есть! 5
19:05
2042
Роман
18:44
Здравствуйте, лично моем мнение, китайцы восстановили бы её намного быстрее чем русские
Семён Семёнович
07:01
Может, и восстановили бы быстрее. Вот только с какой целью? С этого места кстати очень удобно брать на прицел выход из Авачинской губы.
Загрузка...