Наш «Леопард», вперёд лети!

Наш «Леопард», вперёд лети!

Рейс судна на воздушной подушке «Нептун-15» («Леопард») Петропавловск – Завойко приостановлен, так как судно ушло работать в Олюторский район. В апреле «Леопард» возобновит перевозки по прежнему маршруту. Но так ли нужны его услуги жителям краевого центра?

Что за зверь – амфибия?

Первые амфибийные машины на воздушной подушке, заказанные правительством нашего края по итогам конкурсов, появились на Камчатке в 2013-м. Это «Арктики-2ДК», которые производит «СибВПКнефтегаз» (Омск). За семь лет регион в полной мере оценил достоинства этого транспорта. В отличие от обычных катеров и судов он может передвигаться по воде, льду, шуге и болотам. Амфибиям не нужны причалы. Они могут выходить на любой относительной пологий берег.

Как сообщает МУП «Пенжилсервис», которое эксплуатирует «Арктику» в Пенжинском районе, отказов в работе у этой машины не было. Она безопасна и непотопляема. Незначительные поломки случались, но устранялись своими силами. Изготовитель – всегда на связи, когда нужны рекомендации по обслуживанию и эксплуатации вездехода.

В 2019-м на полуострове появились еще три амфибии на воздушной подушке (одно типа «Нептун-15», два – «Нептун-23»), которые были заказаны на заводе ООО «Ховеркрафт» в Санкт-Петербурге. В отличие от «Арктики-2ДК», у которой один двигатель, у новых машин – их два, что позволяет при выходе из строя одного двигателя продолжать движение на втором.

Суда «Нептун-23» – на этапе ходовых испытаний. А «Нептун-15» («Леопард») уже показал себя в работе: с августа прошлого года он совершал пассажирские перевозки по маршруту Петропавловск – Завойко.

Мне довелось побывать его пассажиром в конце января. Я доехал до Завойко, а потом назад, заплатив в общей сумме 300 рублей. В итоге удалось совместить полезное с приятным, так как прогулка по Авачинской губе увлекательна в любое время года. Тем более судоводитель Павел Хабаров сделал пару остановок в пути, позволив полюбоваться морским пейзажем и сфотографировать белоплечего орлана (эти птицы облюбовали акваторию Петропавловска). Но меня в первую очередь зацепил факт, что я ехал совершенно один (и туда, и обратно). Услуги «морского такси» пока не сильно востребованы в краевом центре.

В феврале «Леопард» отправили работать в Олюторский район. Там эта машина сейчас незаменима. В апреле она вернется в Петропавловск, чтобы возобновить рейс в Завойко. И снова будет ходить порожняком? Как сделать его использование более эффективным?

Термин «окупаемость» здесь неприменим

С вопросами, возникшими у меня после поездки на «Леопарде», я обратился к Ивану Капралову, гендиректору ГУП КК «КамчатТрансФлот», которое эксплуатирует это судно.

По словам моего собеседника, с августа 2019-го, пока «Леопард» выполнял регулярные рейсы по маршруту Петропавловск – Завойко, проделана немалая работа по адаптации судна к условиям постоянного использования на Камчатке. За этот период амфибия перевезла более тысячи пассажиров. Достаточно ли такого количества для окупаемости расходов?

«Окупаемость – это показатель, говорящий о сроке, за который вложенные средства вернутся в кошелек инвестора. Неправильно применять по отношению к работе «Леопарда» термины «окупаемость», «рентабельность», иные термины и показатели, характерные для коммерческих бизнес-проектов, – говорит Иван Капралов. – Перевозка пассажиров является регулируемым видом деятельности в нашем регионе. Экономически обоснованный тариф утверждается и жестко проверяется региональной службой по тарифам, в тариф включаются только фактически подтвержденные расходы. Поскольку услуга по перевозке пассажиров по маршруту Завойко – площадь Ленина (Озерновская коса) является социально значимой для региона, она является субсидируемой. Бюджет Камчатского края субсидирует межтарифную разницу, чтобы жители города могли пользоваться альтернативным средством передвижения в черте города. Именно благодаря тому, что в собственности Камчатского края есть такие транспортные средства, стало возможным разрешать сложные ситуации по доставке пассажиров, как та, которая сложилась в Олюторском районе в этом году».

Иван Капралов уверен: приобретение судна такого типа экономически оправдано для края, учитывая, что оно позволяет обезопасить человеческие жизни. В то же время предприятие заинтересовано в повышении спроса на услуги «Леопарда». Чем больше будет пассажиров, тем меньше потратит краевой бюджет на субсидирование.

Почему пока не удалось сделать «Леопард» популярным транспортом в краевом центре?

«Возможно, не хватает должной рекламы данного продукта среди населения города. Далеко не все знают о существовании такого вида транспорта. В связи с тем, что расходы по рекламе не могут быть включены в экономически обоснованный тариф, наше предприятие не имеет возможности провести полномасштабную рекламную акцию», – отвечает Иван Капралов.

Может быть, причина еще в том, что многим проще воспользоваться микроавтобусом, потратив больше времени, но заплатив меньше?

«Это вопрос риторический. Каждый из нас самостоятельно и субъективно определяет цену собственного времени, – считает гендиректор «КамчатТрансФлота». – Наибольший эффект от использования судна на воздушной подушке был бы на маршруте Петропавловск – Вилючинск. К сожалению, начать работу на данном маршруте без большого перечня согласований и разрешений не представляется возможным. Министерство транспорта и дорожного строительства Камчатского края по поручению губернатора ведет переговоры по этому вопросу. Надеемся, что в ближайшем будущем регулярные рейсы по маршруту Петропавловск – Вилючинск начнут осуществляться».

Даешь остановку и новые маршруты!

Как человек, который воспользовался услугами «Леопарда», я высказал руководству «КамчатТрансФлота» некоторое недовольство условиями ожидания прибытия транспорта. И в Петропавловске, и в Завойко пассажирам приходится ждать на голом берегу. Нет оборудованной остановки. Негде ни присесть, ни спрятаться от ветра и осадков. Увы, предприятие пока не может улучшить ситуацию, так как не является владельцем территории, где происходит посадка и высадка пассажиров. Кроме того, некоторые наши земляки не хотят бережно относиться к общественному имуществу и портят даже стенды с расписанием.

«Если жители города поддержат развитие этого маршрута тем, что начнут им активнее пользоваться, мы, конечно, постараемся сделать все возможное для максимального комфорта», – обещают представители «КамчатТрансФлота».

Остается пожелать «Леопарду» и его водителю Павлу Хабарову благополучно отработать в Олюторском районе и вернуться в Петропавловск. Чем больше видов транспорта в распоряжении камчатцев, тем лучше. А еще лучше, если в работе «Леопарда» появятся новые, востребованные маршруты.

Сергей НИКОЛАЕВ

Комментарий губернатора Владимира Илюхина:

– Мы оказались первыми в России, кто построил суда подобного типа с морским регистром. Эти машины себя хорошо зарекомендовали и с экономической стороны, и с точки зрения эксплуатации. Вне всяких сомнений, мы продолжим эту программу.

Наш «Леопард», вперёд лети! 0Наш «Леопард», вперёд лети! 1Наш «Леопард», вперёд лети! 2Наш «Леопард», вперёд лети! 3
20:40
1270
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...