Нам квоты строить и жить помогают

Нам квоты строить и жить помогают

13 марта в Совете Федерации прошло совещание, на котором обсудили строительство промысловых судов по инвестиционным квотам. Для Камчатки этот вопрос сегодня крайне актуален

За ближайшие пять лет предусмотрено построить по этой программе 78 единиц флота на российских верфях. На сегодня заключены контракты на 43 судна.

Как отметил первый зампредседателя комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин, реализации этих проектов мешают недостаточная готовность российских верфей к строительству промысловых судов, отсутствие у них собственных конструкторских бюро и типовых проектов, необходимость импорта комплектующих, дефицит квалифицированных кадров. В результате систематически переносятся сроки сдачи судов по контракту, что влечет за собой перенос сроков освоения инвестквот, дополнительную финансовую нагрузку на заказчиков по обслуживанию кредитов, взятых на строительство флота. Межрегиональная ассоциация прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна предлагает компенсировать бизнесу ущерб от сдвига сроков по контрактам с верфями, продлить сроки договоров на вылов водных биоресурсов в инвестиционных целях с 15 до 20 лет.

Правительство нашего края на совещании представлял министр рыбного хозяйства региона Андрей Здетоветский. Он рассказал «Рыбаку Камчатки», что на сегодня удалось достичь краевым предприятиям, которые строят флот, с какими сложностями им пришлось столкнуться: «Камчатские рыбаки первыми включились в программу инвестквот. В нашем крае она уже показала конкретные результаты. Так, на Камчатку прибыли два новых траулера-сейнера колхоза им. В.И. Ленина, которые построены в Калининграде на заводе «Янтарь». Третье судно готовится к переходу из Калининграда. Эти три судна – первые, построенные в России для рыбодобывающей отрасли за последнюю четверть века. Кроме того, на «Янтаре» для того же заказчика началось строительство большого морозильного рыболовного траулера. Общий объем инвестиций колхоза им. В.И. Ленина по этим проектам составил более 8 млрд рублей, что является серьезной финансовой нагрузкой на компанию.

К сожалению, несмотря на имеющиеся договорные обязательства, судостроители заявили о необходимости увеличения контрактной стоимости.

Из информации, озвученной на совещании, следует, что у многих российских судостроительных предприятий имеется значительный «багаж» финансовых трудностей, которые они сегодня вынуждены перекладывать на рыбаков.

Полагаю, что такая практика снижает доверие наших рыбаков к отечественным верфям.

Был затронут также ряд других проблемных вопросов.

Во-первых, отсутствие государственных проектов судов. Участие государства в создании проектов рыбопромысловых судов имеет ряд положительных эффектов: унификация строящихся судов, снижение стоимости проектирования, снижение стоимости инвестиционных проектов для рыбаков, формирование новых компетенций судостроительных конструкторских бюро, обновление отраслевой базы интеллектуальной собственности.

Во-вторых, излишние административные барьеры. Так, на Камчатке высока потребность в строительстве не только крупно- и среднетоннажников, но и маломерных судов. Рыбацкие компании уже сегодня готовы вкладывать значительные средства в развитие маломерного флота. Но реализация этих планов может быть значительно затруднена из-за проекта новых требований по минимальному составу его экипажей (на МРС вводится должность дипломированного старпома). Сейчас существуют значительные сложности обеспечить данную категорию судов капитанами. Неоднократно обсуждалась необходимость снижения требований к подготовке капитанов маломерного флота. Вступление в силу новых требований может остановить работу даже существующего маломерного флота. Учитывая острое социально-экономическое значение этой проблемы, сенаторы обещали в ближайшее время провести отдельное обсуждение.

Другой странностью административного регулирования является требование об обязательной лоцманской проводке судов валовой вместимостью более 1 000 т. Капитаны, знающие акваторию родного порта не хуже любого лоцмана, вынуждены ожидать на рейде, пока лоцманский катер не доставит лоцмана на борт. Такое ожидание снижает производственную эффективность, увеличивает расходы. Полагаю, что данное требование необходимо пересмотреть. Подготовим соответствующие предложения.

Ну и, наконец, в очередной раз говорилось о важности исторического принципа как основополагающего условия инвестиционной активности отрасли. Продажа с аукционов 50 процентов квот на краба, обсуждение инициативы ФАС по дальнейшему пересмотру базовых принципов отраслевого законодательства пошатнули уверенность рыбопромышленного бизнеса в завтрашнем дне. В этих условиях становится рискованным вкладывать средства в строительство флота и береговых мощностей, учитывая сроки окупаемости таких проектов.

К сожалению, эти проблемы заставляют рыболовецкие предприятия сокращать инвестиционные планы».

10:30
287
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...