Ветераны «дрифтера» рвутся в бой

Ветераны «дрифтера» рвутся в бой

На Дальнем Востоке стартовала красная путина. Промысел лососей разрешен не только на рыболовных участках, но и в экономзоне. Однако морские квоты, скорее всего, опять не будут освоены. По словам их владельцев, им до сих пор не предложены эффективные орудия лова взамен запрещенных дрифтерных сетей. Так ли это?

Лов тихоокеанских лососей в исключительной экономической зоне – давняя практика. Японские компании получали квоты на этот промысел в рамках межправительственных соглашений, наши – под эгидой научных программ (хотя по факту это был коммерческий лов в интересах японского рынка). Затем научные лососевые квоты перешли в разряд промышленных, в 2010 году их продали с аукциона 13 сахалинским и камчатским фирмам.

Размер квот на добычу красной рыбы в море рос, достигнув порядка 22,5 тысячи тонн для российских и японских рыбаков, но считался небольшим на фоне общих итогов лососевых путин. Проблема была не в объеме, а в разрешенном орудии добычи – в дрифтерных сетях. По мнению противников этого промысла, дрифтерные сети позволяли вести селективный лов: оставлять на борту только самую ценную рыбу – нерку, наиболее востребованную на японском рынке, а лососей подешевле (горбушу, кету и даже нерку более низких сортов) выбрасывать за борт. При этом российские ведомства будто намеренно ослабляли контроль на дрифтерном флоте. Так, в 2007 году пограничная служба сняла своих инспекторов с японских судов, промышлявших в нашей экономзоне. Реальный вылов лососей в море оставался загадкой. Но его рентабельность была просто фантастической, если отдельные суда могли позволить себе работать только три месяца в году, а в остальное время отдыхать.

1 января 2016 года государство запретило добывать лосося в море дрифтерными сетями, признав тем самым, что не в состоянии контролировать этот промысел. Но квоты на морскую добычу красной рыбы никто не отменял. Их владельцам предложили альтернативные орудия лова, разработанные отраслевой наукой. Среди них – поверхностная ловушка, однако ее использование привело к уголовщине.

Семь российских судов, которые в июне 2016 года добывали лосося у берегов Камчатки поверхностной ловушкой, были задержаны. Пограничники посчитали, что это орудие – не что иное, как запрещенная дрифтерная сеть, только под другим названием. Кстати, на задержанном флоте обнаружились трое подданных Японии, которые, надо полагать, управляли промыслом.

После этого лов лосося в экономзоне сошел на нет, хотя квоты на него остаются в законной силе.

В мае 2020 года на заседании Дальневосточного научно-промыслового совета эту проблему поднял руководитель Ассоциации предприятий морского лова тихоокеанских лососей Артур Кан. По его словам, для добычи лосося в море есть эффективное орудие лова. Это обметная сеть, которая предложена головным отраслевым институтом – ВНИРО. Однако она не разрешена, так как не проведены ее натурные испытания.

«Испытания обметной сети остаются в плане ресурсных исследований, запланированы госзаданием, но ТИНРО отвечает нам, что данные испытания не вошли в список приоритетных и не обеспечены госфинансированием. ВНИРО отстранилось, не отвечает на наши запросы», – сказал Артур Кан.

Замруководителя Росрыболовства Пётр Савчук, который вел заседание ДВНПС, напомнил, что среди разрешенных орудий лова для промысла лососей есть еще трал.

Г-н Кан сослался на опыт японских рыбаков, которые тоже ищут альтернативу дрифтерным сетям для промысла в России: «Они пытаются ежегодно тралом осваивать лосося. Результаты этих испытаний удручающие». Он предложил привлечь японскую сторону к финансированию испытаний обметных сетей. По его мнению, японский бизнес не просто выделит средства, а сделает это с радостью.

«Наука готова на договорных условиях с вами работать. Но на японцев не надо ссылаться. Хитрость японцев мы тоже знаем. Мы же не глупые люди, все видим, как они ловят, какие суда там выставляются», – ответил Пётр Савчук.

То, что тралом можно успешно осваивать лососевые квоты, подтвердил на встрече ДВНПС руководитель ТИНРО Алексей Байталюк. Научные экспедиции, изучая лососей, используют для их вылова именно тралы. По словам Алексея Байталюка, в разрешенный для лова период силами одного научного судна можно добыть порядка 300–400 тонн. А на промысловом судне результат был бы еще лучше.

Но вполне очевидно, что ветераны дрифтерного промысла не согласятся на тралы. Японский рынок ждет не горбушу или кету, а нерку «в серебре» с наименьшими повреждениями. Такую продукцию можно получить только дрифтерным ловом. Все суда, которые добывали красную рыбу в море, «заточены» под дрифтерные сети. Их владельцам нужны только такие орудия лова, которые имели бы схожие характеристики и давали бы схожие результаты. Однако НИИ вряд ли предложат им такой вариант, учитывая скандальную историю с поверхностными ловушками.

Фирмы, которые владеют квотами на морской лов лососей, должны признать, что отчасти сами виноваты в сложившейся ситуации. Некоторые из них сделали немало, чтобы обрушить репутацию своего бизнеса, поэтому любое сотрудничество с ними теперь считается «токсичным».

Сергей НИКОЛАЕВ

P.S. Как сложилась судьба дрифтерных шхун, которые были задержаны пограничниками у берегов Камчатки в 2016 году? В общедоступных источниках можно найти следующую информацию. «Кадет-601», «Кадет-701», «Леонид Ходыко», «Командор-103» больше не числятся в Российском морском регистре судоходства. «Мыс Урумпет» по-прежнему принадлежит ООО «Паллада», «Ирбис» – ООО «РК «Фрегат», «Флагман» – ООО «Флагман» (все три компании – южносахалинские). Если верить международному сервису по отслеживанию судов MarineTraffic, первые две шхуны находятся в Охотском море, третья – у берегов Японии.

18:05
840
Семён Семёнович
10:00

Артур Кан? Однофамилец?

Олег Кан
12:10

Да. Это не из наших.

Загрузка...