А у нас в ходу ГЛОНАСС. А у вас?
Росрыболовство заявляет, что на промысловых судах в качестве радионавигационного оборудования может использоваться только техника со встроенными приемниками ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS.
Напомним, что в апреле этого года рыболовецкие компании, владеющие флотом, получили письмо от Росрыболовства, в котором речь идет об оснащении судов системами ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS. Когда зарубежные спутниковые системы вот-вот сократят обслуживание российского флота, самое время напомнить судовладельцам, что у нас есть альтернатива. Правда, призыв всем срочно переходить на ГЛОНАСС вызвал у рыбаков ряд вопросов. Мы собрали эти вопросы и обратились в Росрыболовство с просьбой дать разъяснения. И вот какие ответы мы получили.
– Следует ли из вашего письма, что на судах рыболовного флота России в качестве радионавигационного оборудования может использоваться только техника со встроенными приемниками ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS?
– Да, следует.
– В этом письме вы просили рыболовецкие компании до 20 апреля подтвердить использование на судах оборудования со встроенными приемниками ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS. Вам поступили ответы? Сколько судов на Камчатке используют такое оборудование, а сколько не используют?
– Нет информации по количеству ответов. СЗС (судовые земные станции) в качестве ТСК (технических средств контроля) на Камчатке используют 116 судов со встроенными приемниками ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, не используют – 46.
– В вашем письме приводится ссылка на приказ Минсельхоза России от 15 ноября 2018 года № 525. К этому приказу прилагается перечень 16 судовых земных станций, которые допускается использовать как элемент ТСК. Из них только одна («Гонец») произведена в России и имеет встроенный приемник ГЛОНАСС/GPS. Остальные произведены за рубежом, в том числе станции со встроенным GPS-приемником. Эти зарубежные станции еще разрешено использовать на российском флоте?
– Изменений в приказ минсельхоза от 15 ноября 2018 г. № 525 в части, касающейся перечня СЗС, не было, соответственно, использование разрешено.
– Какое судовое оборудование со встроенными приемниками ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS доступно на отечественном рынке?
– Оборудование, размещенное в интернет-магазине ЦСМС, кроме FELCOM.
– Если судно работает за пределами исключительной экономзоны России, в международных или иностранных водах, оно должно пользоваться только приемниками ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS?
– Да, если судно осуществляет рыболовство и ему предоставлено право плавания под государственным флагом Российской Федерации.
– Должно ли оборудование ГМССБ иметь встроенные приемники ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS?
– Для оборудования ГМССБ наличие встроенных приемников ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS необязательно. В любом случае на каждом судне имеется специальный навигационный (внешний) приемник системы GPS или ГЛОНАСС/GPS. Именно с этого приемника оборудование ГМССБ и получает координаты.
– Можно ли подключать приемники ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS к зарубежному оборудованию, которое используется в качестве ТСК и не имеет встроенных приемников ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS, через внешние порты?
– Судовые земные станции Sailor 6110, 6120, 6130 и 6140 имеют возможность подключения внешнего приемника ГЛОНАСС с использованием дополнительного оборудования (Sailor 6194 Terminal Control Unit), остальные нет.
В Росрыболовстве нам также сообщили, что всего в России судовые земные станции «Гонец» установлены на 218 судах. Согласно действующим нормативно-правовым актам все суда, которые ведут рыбный промысел выше 75 градуса северной широты (северные моря), оснащены станциями «Гонец».
«Спутниковая система связи «Гонец» способна обеспечить весь отечественный рыбопромысловый флот в части передачи текстовой информации. Что же касается внедрения электронного промыслового журнала, то данная работа ведется в соответствии с установленным планом, – отметили представители ведомства. – Мониторинг ситуации, который постоянно ведет Росрыболовство, показывает отсутствие рисков для судов российского рыбопромыслового флота, которые оснащены аппаратурой спутниковой навигации согласно нормам, установленным законодательством».
Одно непонятно. Почему Росрыболовство взялось определять какое радионавигационное оборудование должно стоять на судах? Это полномочия Минтранса вообще-то.