«Мы шли и делали»

«Мы шли и делали»

В мае завершился очередной конкурс «Лучший по профессии» в рыбной отрасли, который ежегодно организует министерство рыбного хозяйства края. По доброй традиции мы знакомим наших читателей с его победителями. Наш первый герой в этом году – Валерий Сёмин, заместитель начальника службы промрыболовства Рыболовецкого колхоза имени В.И. Ленина

Валерий Фёдорович с трудом согласился на встречу. В просторном кабинете он один среди несчетного количества документов. Коллеги в отпуске, а в самом разгаре красная путина. Дел невпроворот. Не сводя глаз с монитора компьютера, он делится своим негодованием:

– Знаете, нашим молодым специалистам предлагал участвовать в конкурсе.

– Не хотят?

– Боятся…

– Чего?

– Ответственности. Говорят, «опозорюсь, и все узнают». Как могут про тебя узнать, если ты ничего не выиграл? Несерьезно…

Валерий Сёмин – лучший мастер добычи. 34 года работает в колхозе им. Ленина, 33 – ходил в море. Работал на 4 СТРах – «Снежный», «Лопатино», «Святогор» и «Савелово». А еще был наставником для многих подопечных.

«Я столько людей отучил, что они уже учат тех, кто к нам приходит сегодня», – говорит он.

Правда, молодые люди неохотно идут в море. Замначальника сетует на дефицит кадров и текучку.

«Бывает, у нас списываются перед рейсом. Я даже представить себе не мог, чтобы вот так взять и списаться. Товарищей подводить неудобно. Что бы ни происходило в семье – собирался и шел. А сейчас это нормально. Парню 35 лет, а его жена не пускает», – негодует мой собеседник.

Родом из Гукова

Валерий Фёдорович никогда не сопротивлялся обстоятельствам и позволял судьбе вести себя по задуманной дороге. Даже когда после морского училища его отправили из солнечного Ростова-на-Дону на Дальний Восток. 31 марта 1979 года – день, который он запомнил на всю жизнь.

«Приземляюсь в Артёме, еду на автобусе в Южно-Морской.Выхожу в кожаном плаще, с тростью и в шляпе. На меня смотрят косо: «Парень, ты куда приехал? Не надо здесь выпендриваться». Деревня. Но я не растерялся: «Специалист. Родина позвала развивать отрасль на местах». Так началась моя дальневосточная жизнь», – вспоминает он.

После производственной практики в Севастополе, где курсантом ходил на современных БАТМах, старенькие РС-300 Базы сейнерного флота имени Ш.Г. Надибаидзе казались средневековьем. Но у него и в мыслях не было отказаться от работы и улететь обратно.

«Мы шли и делали. Никакой рефлексии», – повторяет Сёмин.

Куда собирается сын, родители узнали за несколько дней до отъезда из родного города Гуково Ростовской области. Он в шутку сказал, что летит в Южно-Морской, что находится на Азовском море. Но отец увидел билеты до Владивостока и стал задавать вопросы. Пришлось сказать правду.

«Мама узнала только в день моего вылета. Конечно, у нее шок. Но я настаивал, что так надо. Тогда было не принято жаловаться», – рассказывает Валерий Фёдорович.

К слову, родители хотели для сына более благородную профессию и никак не видели его в роли моряка. Сам он мечтал податься в летчики или подводники, но его не взяли по состоянию здоровья.

«В детстве, играя в хоккей, получил травму. Нос до сих пор плохо дышит», – разводит руками Валерий Фёдорович.

Так дорога его привела в мореходное училище. Хотел поступать на механика, но судьба упорствовала и здесь: набор закрыли. Тогда он пошел учиться на мастера добычи.

«Мне казалось, что работа механика – самая что ни на есть мужская. Но, когда я впервые оказался на палубе, понял – вот это мужская работа», – вспоминает мой собеседник.

В Южно-Морском наш герой встретил свою будущую жену. Любимая оказалась с Камчатки. Так судьба привела его на наш полуостров.

Молодой специалист устроился в колхоз им. Ленина старшим мастером добычи.

Палубная психология

Мастер добычи – одна из самых опасных профессий на флоте. И не менее ответственная, чем профессия капитана. Все операции матросы выполняют на палубе: настраивают орудия лова, выбирают, чинят. Если рыбалка не ладится, в этом, как правило, виноват старший мастер добычи. Его обязанности не заканчиваются на том, чтобы просто отладить процесс.

«Умение организовать слаженную работу с матросами и капитаном – на вес золота. В целом, работа всех специалистов на судне важна. Нужно сделать так, чтобы тебя понимали с полуслова. А еще уметь разбираться в людях. Как только на человека посмотрел, сразу определил, какую операцию ему можно доверить. Когда всех вот так расставил, настроил орудия лова, остается только поддерживать», – объясняет Валерий Фёдорович.

«Все ли рейсы были у вас удачные с точки зрения улова?» – спрашиваю я. Тут собеседник переводит взгляд с монитора на меня.

«Удача заключается в том, чтобы вернуться домой всем экипажем. Да, за мою практику все удачные. Я видел капитанов, которые теряли людей. Это остается внутри на всю жизнь. Сегодня заработал, завтра нет, а с этим ходишь всегда», – говорит он.

Правильный психологический настрой в период рейса невероятно важен. Самое тяжелое для каждого члена экипажа – понять, что в случае чего близким никак не помочь.

«Спустя 20 дней после выхода начинается «брожение умов». Бывает, люди ломаются. Важно увидеть, когда человек на грани. Например, молодые ребята первый раз в море. Спустя время мимо одного проходишь, а он сидит и смотрит задумчиво. Спрашиваешь, все ли нормально, а он просит списать, иначе за борт бросится. Начинаешь с ним беседу потихоньку, издалека. И всё. Сейчас вот капитанами работают, а могли уйти или погибнуть», – вспоминает Валерий Фёдорович.

Случалось, что человека подрывала обычная морская болезнь. Особенно если с характером северной стихии молодой человек сталкивался впервые.

«Укачивало, я брал банку соленых огурцов, сухари и шел к нему в каюту. Разговаривал, хоть мне и оставалось спать 6 часов. Работали 8 через 8. Смотрю, отпустило парня, можно идти к себе. А человек работать начинал», – продолжает мой собеседник.

Спустя годы Валерий Сёмин встречает своих подопечных в порту или в городе. Они вспоминают эти разговоры и удивляются, почему старший мастер в момент их слабости не бросал равнодушное «списывайтесь».

«Мне казалось, я за них отвечаю. Взял человека у матери или жены – нужно его вернуть. Не вернул – плохо. У меня даже были разногласия с капитанами насчет этого. Говорили: «Что ты как в детском саду? Выгони его, и все». Как выгонишь, если у него семья? Я списывал людей, но по делу», – говорит Валерий Фёдорович.

Больше всех наш герой уважает именно матросов. Принято считать, что матрос – просто работник, которого легко заменить. Но Валерий Сёмин убежден, что только мозолистыми руками этих трудяг и зарабатываются деньги в море.

«Поэтому, когда у человека психологическая разгерметизация, надо помогать, приходить к нему в каюту и разговаривать. Ко мне тоже приходили. И я был за это благодарен», – вспоминает он.

«Я ненадолго, родная»

Все это может не сработать, если нет поддержки на берегу. Жена моряка должна это понимать. И если удается найти взаимопонимание в семье – это 70% успеха в работе. Все хорошее и теплое, чем моряка наполняет семья, помогает пережить рейс. А по возвращении важно снова наполниться этим теплым и нежным. Но это только одна сторона медали. Жена моряка в нужный момент должна сказать свое твердое «надо».

«Если супруга скажет сидеть рядом, это нянька. Мужик должен быть подальше от дома. Плохо, холодно, страшно – ничего. Мир не без добрых людей», – считает мой собеседник.

Не каждая готова брать на себя такую ответственность: дети, дом и полное одиночество. Если женщина все-таки решила стать спутницей моряка, она святая, считает Сёмин.

«Я думал, что, когда в семье родится ребенок, я уйду на берег. Но не смог. Тогда сказал жене: «Я ненадолго, родная. Раз-два – и буду дома». Когда человека любишь, его бережешь. Она меня всегда понимала и поддерживала. Я горжусь только своей семьей. Больше ничем. А работа – это просто работа», – объясняет Валерий Фёдорович.

Яна ГАПОНЮК

Перед выходом этого номера на официальных страницах издательства «Камчатский край – Единая Камчатка» в Facebook и Instagram мы провели конкурс. Подписчики пытались угадать профессию нашего героя по фотографиям. Первым верный ответ в Instagramприслал пользователь @only_road_ahead. Он написал: «Судя по представленным фотографиям, этот человек имеет отношение к рыбопромышленной отрасли Камчатского края. На фотографии карты мы видим рельеф морского дна и подписанные фишки. Поискав немного информации в интернете, можно сделать вывод, что фишками обозначены морские суда – БАТМы «Михаил Старицын» и «Сергей Новоселов», РСы «Капитан Муковников» и «Капитан Малякин». В их названиях имена людей, оставивших значительный след в истории колхоза имени Ленина. А это значит, что человек, изображенный на фото, – сотрудник этого предприятия и имеет непосредственное отношение либо к флоту, либо к добыче. Я склоняюсь больше ко второму, т. к. тут нам дают большие подсказки карты. На них также изображены рыбопромышленные подзоны. Из этого можно сделать вывод, что, скорее всего, человек – это мастер по добыче в колхозе им. Ленина».

Мы связались с победителем. Им оказался Денис Ковальчук. Ему 25 лет. Денис занимается грузоперевозками. За 2 года работы он проехал Камчатку вдоль и поперек. Участвовал в строительстве разных масштабов.

Мы вручили Денису его заслуженный приз – набор пресервов и снеков от колхоза им. Ленина. Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях и ждите следующей игры на Instagram@kam_kray и Facebook@kamkrayru.

19:00
974
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...