«Летучие голландцы» Охотского моря
В Охотском море пропали суда «Адекс» и «Норт». МЧС ищет следы крушения, следственный отдел на транспорте – судовладельцев.
7 февраля оперативному дежурному дальневосточного центра МЧС поступила информация о срабатывании аварийных буев двух судов в Охотском море (район Северных Курил). Сигналы с транспортного рефрижератора «Адекс» и шхуны «Норт» сработали с разницей в 12 минут в автоматическом режиме. При этом экипажи не подали сигналов бедствия.
В предполагаемый район крушения направилось судно-рефрижератор «Василий Полищук». Поисково-спасательная операция осложнялась плохими погодными условиями. В районе предполагаемого крушения порывы ветра достигали 20 метров в секунду, была плохая видимость и сильное волнение на море. Уже вечером экипаж обнаружил в воде сигнальные буи, три гидрокостюма и спасательный круг с маркировкой судна «Адекс», а также обломки мебели.
На следующий день в район Северных Курил из Хабаровска вылетел самолет Ан-74 МЧС России для авиаразведки. Однако каких-либо следов крушения судов спасателям найти не удалось. Самолет прибыл в аэропорт города Елизово. В службе капитана порта сообщили, что во вторник днем спасатели вылетели для повторной разведки.
«Все, что у нас сейчас есть, – это сигнал от сработавших буев и предметы только с одного судна. Сейчас мы выясняем все обстоятельства. Судовладелец до сих пор не обратился к нам. У нас нет точных сведений о том, действительно ли экипаж состоял из российских граждан. Даже утверждать однозначно, что был факт потопления и что было именно два судна, пока рано», – сказал Антон Артёменко, руководитель камчатского следственного отдела на транспорте.
Есть несколько версий произошедшего. Как сказано выше, «Адекс» – транспортник, «Норт» – добывающее судно. Возможно, осуществлялся перегруз улова с добытчика на транспортник. В штормовых условиях одно судно навалилось на другое, оба затонули.
Не исключено, что было только одно судно, но с двумя комплектами аварийных буев, зарегистрированных на два судна. Также можно предположить, что экипаж на самом деле не терпел бедствие, а задействовал буи, чтобы отвлечь от себя внимание надзорных служб.
Для полной картины необходимо знать историю «Адекса» и «Норта». Нам удалось выяснить уникальные идентификационные номера (IMO) судов, что помогло восстановить их прошлое.
Существует ряд зарубежных сайтов, которые хранят базу данных практически обо всем гражданском флоте мира. Судя по этим источникам, «Адекс» и «Норт» – типичные «летучие голландцы» нелегального промысла. «Адекс» – шхуна 1984 года постройки. Его длина – 54 метра, ширина – 9 метров, валовый тоннаж – 577 тонн. Прежние названия – «Вирт», «Рубин», «Дакс», «Рекс», «Нельма», «Койо Мару 15». Ходил под «удобными» флагами (Камбоджа, Белиз, Панама, африканская Республика Того).
В 2009-м судно задержали в Охотском море под названием «Дакс». На нем нашли более 130 тонн крабовой продукции. В 2011 году судно было задержано под названием «Рубин». Морепродукции на шхуне не оказалось. Однако проверка показала, что судно оборудовано для транспортировки живого краба. Некоторое время оно стояло в Авачинской губе под арестом.
Судя по спутниковым данным, в декабре 2015-го «Адекс» находился в районе японского порта Отару.
Теперь – о «Норте». Год постройки – 1983-й, длина – 55 метра, ширина – 9 метров, валовый тоннаж – 677 тонн. Прежнее название – «Опаловый», работал под флагом Сьерра-Леоне.
«Норт» был задержан за незаконный вылов краба в Охотском море в апреле 2012 года. На его борту нашли более 90 тонн крабовой продукции. До недавнего времени мог находиться в Пусане.
По предварительной информации, «Адекс» и «Норт» принадлежат южнокорейским компаниям. Но рискнем предположить, что их реальные владельцы – российские граждане, постоянно проживающие в Японии либо в Южной Корее. Не будем называть фамилий, но вариантов здесь немного.
Если судно «заточено» на промысел краба, если работает под «удобным» флагом, если неоднократно меняло название, если в прошлом попадало под арест, то нетрудно догадаться, для чего оно заявилось в нашу экономзону – для браконьерства. Несмотря на то, что Россия подписала с Японией, Южной Кореей, Китаем соглашения о совместной борьбе с браконьерским промыслом, каналы для нелегальных поставок краба в иностранные порты остаются (хотя потоки этой продукции за последние годы заметно ослабли).
К сожалению, дальневосточные рыбаки все еще нанимаются на такие пароходы. Многих до сих пор влекут легенды о сказочных барышах, а в реальной жизни в море их ждет адский труд, огромный риск, отсутствие каких-либо твердых гарантий оплаты.
Организаторы браконьерского промысла жмут последние соки из экипажей и судов, мало заботясь об их безопасности, игнорируя штормовые предупреждения. Краболовы и крабовозы под «удобными» флагами часто фигурируют в сводках о морских ЧП.
К примеру, можно вспомнить гибель в Японском море краболова «Шанс-101» 27 января 2013-го. Из 30 членов экипажа спаслась только половина. Станция, которая должна была дать сигнал бедствия, по неизвестным причинам тогда не сработала.
Яна ГАПОНЮК, Кирилл МАРЕНИН