Уничтожение еды – самый выгодный бизнес в России
Президент подписал указ об уничтожении импортных товаров из списка продуктового эмбарго. Эксперты строят разные версии о последствиях такого решения. Между тем практика уничтожения еды в России уже существует. Ее последствия типичны для нашей действительности – воровство, коррупция, обман
Примером может служить Камчатка, где регулярно изымаются незаконные партии рыбы, крабов, икры. Когда-то изъятое продавали через Российский фонд федерального имущества (РФФИ), который должен был перечислять выручку в госказну. Но государство вместо прибыли считало убытки. РФФИ продавал конфискат по откровенно заниженным ценам. Разница между реальной и фиктивной стоимостью оседала в карманах местных «бонз».
За руку никого не поймали, но руководству страны хватило оснований, чтобы упразднить РФФИ. Более того, было решено уничтожать наиболее ценную рыбную и крабовую продукцию, чтобы окончательно выбить из-под коррупции основу.
В 2007 году правительство утвердило правила уничтожения изъятых и конфискованных водных биоресурсов. Казалось бы, хоть так, но проблема решена. На самом же деле проблемы только начинались. Теперь конфискат просто откровенно крадут.
За последние шесть лет в Камчатском крае расхищены сотни тонн крабов, икры, лосося, которые были изъяты у браконьеров и подлежали уничтожению. Полиция с ног сбилась, а не может найти ни украденного, ни укравших. Даже если виновных найдут, как доказать, что они нанесли государству ущерб, ведь продукция все равно подлежала ликвидации и считалась утратившей ценность?
Но это не все. Оказывается, уничтожать морепродукты – суперпопулярный бизнес. Коммерсанты готовы оказывать государству эту услугу безвозмездно. Они даже сами готовы ему платить, лишь бы получить контракты на уничтожение, о чем свидетельствуют результаты аукционов. Ну нравится людям за свой счет сжигать крабов.
Вы, конечно, скажете, что икру и крабов на самом деле не уничтожают, а присваивают. Но кто это доказал?
И вот в июле 2015-го президент подписал указ, согласно которому продовольственные товары, ввезенные к нам из стран, поддержавших санкции против России, должны тоже уничтожаться. Но не будут ли они уничтожаться только на бумаге, по факту повышая чье-то благосостояние?
Кирилл МАРЕНИН