До встречи в 2020-м!
11 – 12 июля в Санкт-Петербурге прошли III Международный рыбопромышленный форум и Выставка рыбной индустрии, морепродуктов и технологий.
Все флаги в гости к нам
Форум и выставка традиционно проходят в Северной столице с 2017-го. В этом году они объединили представителей 38 стран мира и 30 регионов России.Всего в МРФ приняли участие около 6 тысяч человек, среди них 20 представительных иностранных делегаций, в том числе из Турции, Республики Корея, Японии, Исландии.
Активное участие в подготовке главных мероприятий принимала ВАРПЭ. Под руководством ассоциации и лично ее президента Германа Зверева были организованы дискуссии, круглые столы, пленарное заседание, на котором выступили министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев, руководитель Росрыболовства Илья Шестаков, представитель Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН Марсио Кастро де Соуза, другие официальные лица.
«Сегодня в России уделяется огромное внимание развитию рыбохозяйственного комплекса. Объемы господдержки увеличиваются ежегодно. В 2018 году на Государственную программу «Развитие рыбохозяйственного комплекса» было направлено 12,3 млрд рублей. В 2019 году сумма увеличена еще на 2 млрд рублей. В том числе благодаря господдержке, на протяжении нескольких лет отрасль стабильно демонстрирует положительную динамику», – отметил на МРФ Дмитрий Патрушев.
Ключевой участник
Конечно, ни форум, ни выставка не могли состояться без участия представителей рыбного цеха страны – Камчатки. Делегацию нашего края возглавлял губернатор Владимир Илюхин.
«Треть всей рыбалки в России сегодня – это полуостров Камчатка, – сказал он в своем выступлении. – Полтора миллиона тонн вылова, из которых пятьсот тысяч тонн лосося, – такие объемы камчатские рыбопромышленники показали в прошлом году. За этими цифрами – огромная работа и инвестиции наших рыбаков. Более 40 млрд рублей частных инвестиций вложено за последние годы в развитие рыбопромышленного комплекса. Это абсолютный рекорд по стране».
Глава региона подчеркнул, что такой результат достигнут, благодаря государственным гарантиям. Долгосрочное закрепление прав на добычу водных биоресурсов, налоговые льготы и преференции, режимы ТОР и СПВ обеспечили рост инвестиций в отрасли.
Поддержку инвестиционным проектам наш край готов оказать в рамках рыбохозяйственного кластера, который официально появился в июле прошлого года. Владимир Илюхин обозначил на МРФ-2019 три его задачи:
«Первая – создание инфраструктурной базы. Нам нужны холодильные мощности, терминалы по перевалке грузов, портовые сооружения. Вторая задача – судоремонт и судостроение. На Камчатке нужно создавать судоремонтную и судостроительную базу с адекватным соотношением «цена-качество». Не менее важно обслуживание: стоянка, бункеровка, межсезонный отстой. Это позволит решить не только отраслевую, но и социальную задачу. Я говорю о создании рабочих мест, трудоустройстве специалистов и при этом – гарантированном результате для владельцев рыбопромысловых судов».
Третьей задачей, по словам губернатора, является привлечение якорных инвесторов, заинтересованных в качественной продукции камчатских рыбаков, во внедрении новых технологий, развитии логистической системы.
Верным путём
На МРФ губернатор Владимир Илюхин подписал соглашение с архангельским коллегой Игорем Орловым о сотрудничестве в том числе в развитии Северному морскому пути.
«Благодаря Севморпути расстояние между Камчаткой и Архангельском сокращается. Соглашение открывает окно возможностей не только для наших предпринимателей, но и для деятелей культуры, науки, для тех, кто занимается туризмом, другими важными направлениями деятельности», – считает Игорь Орлов.
Безусловно, этот морской путь обещает большие перспективы рыбной отрасли и всем видам грузоперевозок.
«Геоэкономического аналога «Запад-Восток» Камчатскому полуострову в части судоходства просто нет. Этот фактор может стать для нас, с одной стороны, точкой роста для рыбопромышленного комплекса, в том числе в части создания инфраструктуры, наращивания портовых мощностей, а с другой – стержнем для решения государственной задачи, укрепления международного сотрудничества в части промысла и, в конечном счете – достижения показателей национального проекта по экспорту».
К слову, в первом полугодии 2019 года объем перевозок с Дальневосточного бассейна железнодорожным транспортом снизился на 11,3%. По словам президента Ассоциации операторов рефрижераторного подвижного Михаила Синева, это связано с использованием других способов доставки: автомобильным транспортом и Северным морским путем.
Постскриптум
Итак, очередные форум и выставка завершились. По итогам заключены международные и межрегиональные договоры, контракты, положено начало новым совместным проектам. Пусть они оправдают надежды. До следующей встречи в Санкт-Петербурге в 2020 году!
Алексей ПЛАТОНОВ