Нерка идёт, медведь рыбачит

Нерка идёт, медведь рыбачит

Нерка, как и ожидалось, зашла в речные нерестилища на территории Южно-Камчатского заказника. Медведи рыбачат. Однако слухи о перекрытых реках все еще будоражат отдельные умы и социальные сети.

Все началось с сообщения ФГБУ «Кроноцкий государственный заповедник», которое было опубликовано в начале августа. Речь шла о том, что в некоторых реках бассейна Курильского озера отмечаются слабые подходы нерки, хотя в само озеро на нерест пропущено оптимальное количество этой рыбы. Администрации заповедника пришлось временно закрыть туристический маршрут на реке Хакыцин, где в силу малого количества лососей поведение медведей стало слишком агрессивным.

А дальше эта новость стала жить своей жизнью, обрастая «подробностями». В ней смешались «голодающие» медведи, депутаты, рыбопромышленники, которые якобы перекрыли все реки. В адрес заповедника тоже стали звучать обвинения в том, что он не регулирует численность косолапых на своей территории, подвергая опасности близлежащие населенные пункты.

Наверное, администрация этой особо охраняемой природной территории (ООПТ) сама не ожидала, что ее пресс-релиз вызовет такую волну. Когда страсти немного улеглись, мы попытались расставить все точки над i в разговоре с заместителем директора по охране ФГБУ «Кроноцкий государственный заповедник» Владимиром Халмановым.

– Правда ли, что существует норматив, согласно которому на природной охраняемой территории должно быть определенное количество медведей на тысячу гектаров?

– В действительности такой нормативный акт есть, но он отнесен к охотничьим угодьям. Понятие охотничьих угодий очень подробно растолковано в соответствующем Федеральном законе об охоте и сохранении охотничьих ресурсов. Те, кто сравнивает особо охраняемую природную территорию и территорию охотничьи угодий, вводит граждан в заблуждение.

– Правда ли, что в 2017 году на территории Южно-Камчатского заказника (195 260 гектаров) насчитывалось 990 медведей и это превысило норматив их численности в 2,5 раза?

– Как я уже сказал, нет никаких установленных нормативов численности медведей для территорий ООПТ. Если популяция медведя выросла на территории Южно-Камчатского заказника, то это говорит лишь о том, что служба охраны учреждения эффективно борется с браконьерством в границах подведомственных ООПТ.

Имеющиеся данные у учреждения позволяют нам судить, что динамика численности популяции медведя на территории Южно-Камчатского заказника за 20-летний период стабильна и резкого увеличения популяции не фиксируется. Так, по имеющимся данным, в 2002 году на этой территории насчитывалось – 933 особи, в 2012-м – 945 особей, в 2017-м – 990 особей.

– Сколько медведей насчитывается в Южно-Камчатском заказнике сейчас?

– Для медведя не характерно резкое увеличение численности. В настоящий момент мы руководствуемся теми данными, что были приведены по результатам учетов в 2017 году. Учет численности медведя проводится один раз в пять лет, следовательно, следующие учеты будут проведены в 2022 году.

– Создает ли превышение численности медведя в границах заказника угрозу для людей и населенных пунктов, которые находятся на сопредельных территориях?

– Превышения численности медведя в границах заказника нет. Хочется добавить, что в основном нападения медведей на людей в поселках происходят из-за антисанитарии, если отсутствует элементарная культура утилизации пищевых, в первую очередь, рыбных отходов. На особо охраняемых природных территориях нет проблем с природными кормами, звери стараются не покидать их. Также отмечу, что медведь, зашедший на территорию заказника с сопредельной территории, представляет бо́льшую угрозу для туристов и сотрудников заповедника, чем медведь, постоянно находящийся на территории заказника, поскольку зачастую пришедший в заказник медведь является прикормленным и ассоциирует человека с пищей.

Следует учитывать, что при равномерном заполнении нерестилищ в период всего нерестового хода вопросов с необходимым количеством рыбных запасов для дальнейшего их воспроизводства, обеспечения пищевым ресурсом медведя и безопасности человека не возникает. Для этого необходимо сохранить проходные дни в течение всего периода рыбного промысла.

– Как вы отвечаете на упреки в том, что администрация заповедника не регулирует численность медведей, так как делает бизнес на турах по местам их обитания?

– Мы являемся научным и природоохранным учреждением и действуем на основании устава. С 2017 года в Южно-Камчатском заказнике реализуется научная программа, направленная на минимизацию конфликтов между людьми и животными.

Проект «Бурый медведь и человек – гармоничное соседство на юге Камчатки» реализуется по трем направлениям.

Первое – исследование влияние туризма на группировку бурых медведей в Южно-Камчатском заказнике, а также изучение мнений посетителей о том, как организовано наблюдение за животными. Основную работу будут проводить российские зоологи, социологи и географы. Также опытом организации наблюдений за крупными хищниками поделятся международные эксперты из США, Канады и Европы. Вместе с российскими специалистами они будут работать над созданием концепции наблюдений за медведями заказника, учитывающей интересы и животных, и посетителей.

Второе направление – качественно новая подготовка гидов турфирм и сотрудников ФГБУ «Кроноцкий государственный заповедник», которые знакомят посетителей с природой заказника. Начнется работа над многоступенчатой обучающей программой погружения экскурсоводов «в медвежью территорию». Они будут получать более глубокие знания о бурых медведях и этике наблюдения за ними. В будущем это позволит снизить воздействие людей на зверей и предотвращать конфликты с ними. Поменяется и информационное насыщение экскурсий. От сухих фактов гидам предложат перейти к интерпретации природы – преподнесению материала на более высоком эмоциональном уровне. Как показывает мировая практика, такая подача информации мотивирует посетителей на сохранение природы. Одним из пунктов этого этапа станет подготовка видеоуроков, системы онлайн контроля знаний и методического пособия для проводников по медвежьим местообитаниям.

Третье направление – гармонизация отношений жителей поселков, расположенных на Юге Камчатки, с медведями, которые являются неотъемлемой частью уникальной социоэкосистемы. В населенных пунктах и на базе визит-центра Кроноцкого заповедника в поселке Озерновский будет проведен ряд общественных лекций специалистов, имеющих многолетний опыт наблюдений за камчатскими бурыми медведями. Для школьников будет разработана многоступенчатая программа экологических занятий о медведе. Пройдут круглые столы и рабочие встречи заинтересованными сторонами на тему создания централизованной системы утилизации пищевых отходов и внедрению мер по профилактике конфликтов среди населения и на предприятиях.

– В начале августа администрация Кроноцкого государственного заповедника решила временно закрыть маршрут на реке Хакыцин из-за агрессивного поведения медведей в силу слабых подходов нерки. Как обстоит ситуация с заходом нерки сейчас? Маршрут все еще закрыт?

– Нерка, наконец, зашла в речные нерестилища. Медведи рыбачат. Как и предполагали ученые и как мы сообщали в официальном пресс-релизе, рыба просто находилась в Курильском озере и не спешила занять мелководные нерестилища в притоках. Звери заняты рыбалкой и прекратились случаи внутривидового хищничества. Маршрут «Загадки Хакыцина» вновь открыт. Конечно, все экскурсии по территории Южно-Камчатского федерального заказника проходят в сопровождении вооруженных государственных инспекторов, оснащенных также другими средствами защиты от диких зверей.

19:00
997
:)
08:00
Браво заповедник! Этоназывается переобуться на лету
Загрузка...