Ремонт судов от А до Я
База технического обслуживания ПАО «Океанрыбфлот» – одно из ведущих судоремонтных предприятий нашего края – постоянно расширяет перечень своих работ. 2020 год не станет исключением: скоро БТО предложит своим клиентам новые услуги
В начале большого пути
В 1983 году в Океанрыбфлоте появилась плавмастерская «Целиноград». До начала 2000-х подразделение, которое обслуживало флот предприятия, умещалось на этом судне. Объем работ был небольшой. В остальном – обходились услугами подрядчиков.
В 2000-х многое в жизни предприятия стало меняться. Флот модернизировался, перед ним ставились новые задачи. Нужно было двигаться вперед, но зависимость от сторонних организаций в вопросах техобслуживания мешала. Отечественные судоремонтники могли подвести и по срокам, и по качеству выполненных работ.
Новое руководство Океанрыбфлота решило выделить судоремонт в структуре компании как самостоятельное направление. Хотя это требовало огромных вложений, решение оказалось экономически оправданным и дальновидным.
В рамках стратегии развития компания арендовала два причала и оградительный мол на ул. Озерновская Коса, взяв на себя заботу об их техническом состоянии, восстановив на прилегающей территории несколько зданий и цехов. Здесь Океанрыбфлот укрепляет свою базу технического обслуживания, превратив ее в полноценное предприятие судоремонта.
«Сегодня мы на 90 процентов обеспечиваем ремонтом и обслуживанием флот нашей компании (а это 20 единиц). Выполняем практически все работы, кроме доковых», – говорит заместитель директора БТО Константин Токарев.
Константин Сергеевич провел для журналистов нашей газеты экскурсию по базе, чтобы показать, как организован процесс работы.
Экскурсия по БТО
БТО – это четыре действующих цеха и один недавно приобретенный цех, который готовится к работе. Каждый из них разделен на участки. Здесь трудятся 140 человек.
В первом цеху работают специалисты по электрооборудованию и оборудованию автоматизации. Они производят его монтаж, пусконаладочные работы, техническое обслуживание и ремонт. Здесь же расположены деревоизоляционный участок, радиоучасток, лаборатория контрольно-измерительных приборов и автоматики.
Во втором цехе идут токарные и слесарные работы. Кроме того, здесь функционирует механосборочный участок (основное направление – палубные механизмы, лебедки и т. д.).
Третий цех обеспечивает ремонт корпусных конструкций, трубопроводов. Помимо прочего, корпусный участок изготавливает трапы. БТО имеет лицензию на их освидетельствование и проверку. За этим цехом также закреплено крановое хозяйство.
В четвертом цеху главное направление – ремонт электродвигателей, пока небольшой мощности – до 14 кВт. В дальнейшем планируется освоить и более мощные двигатели – до 150 кВт.
Отдел главного технолога контролирует соответствие работ нормативным документам, следит за состоянием оборудования, разрабатывает рекомендации по совершенствованию деятельности БТО.
Задача руководства БТО – увязать работы различных цехов в единый процесс, чтобы вся база функционировала как один организм.
Самые напряженные периоды начинаются, когда флот готовится к большим экспедициям и возвращается из них. В апреле суда приходят на базу, отработав в Охотском море на минтае. Начинается подготовка к лососевой путине: флот пойдет на приемку красной рыбы. В осенний период флот собирается на промысел сельди, кальмара. А в декабре рыбакам опять надо готовиться к добыче минтая в Охотоморье.
В остальные месяцы БТО не простаивает. Сторонние заказчики позволяют загружать его работой круглый год. Заказы поступают от владельцев различного флота, береговых заводов, яхтенных клубов. Большим спросом пользуются электромонтажные, токарные и трубопроводные работы. Перед летней путиной идут заказы на прорези, желонки и кунгасы. Также востребованы обслуживание, ремонт, испытания оборудования ГМССБ и навигации. Обращаются в БТО за помощью и с других судоремонтных предприятий.
Новые возможности
Как того требует закон, все эти работы согласованы Российским морским регистром судоходства. Ежегодно БТО проходит освидетельствование в регистре, подтверждая свою компетенцию, получая разрешение на новые виды деятельности.
Чтобы обслуживать судовую технику, также необходимы лицензии и сертификаты ее производителей. БТО Океанрыбфлота является лицензированным сервисным центром производителя радиооборудования Furuno. Есть лицензия компании «Транзас».
В ближайшее время сотрудники радиоучастка поедут за рубеж, чтобы получить сертификат на работы с оборудованием Simrad, одного из ведущих мировых производителей морской электроники. В нашем случае речь идет о подводных блоках этой фирмы, которые используются для контроля за работой орудий лова. Сертификат позволит БТО обслуживать эту технику своими силами.
Также планируется расширить возможности лаборатории КИПиА по проверке и техобслуживанию систем пожарной сигнализации.
Еще одним важным шагом в развитии БТО станет открытие своей лаборатории по замеру остаточных толщин корпусных конструкций судов. Этот вид работ крайне важен для эксплуатации флота и безопасности мореплавания.
Сегодня в компании реализуется программа обновления флота. Заключен контракт с турецкой верфью Терсан на постройку судов по проекту норвежской компании Skipsteknisk. Первое из них сойдет со стапелей в 2021 году. БТО готовится к их обслуживанию, что тоже требует ряд лицензий и сертификатов.
В ногу со временем
Нехватка рабочей молодежи – проблема многих предприятий Камчатки. Но не многие ищут решение. А решение простое: надо предложить оптимальные условия труда. Океанрыбфлот ведет планомерную работу, чтобы привлечь на работу молодых людей. Он сотрудничает c профильными учебными заведениями Камчатки и других регионов, которые направляют своих учащихся в компанию на практику. Ребят в основном интересует работа на флоте, но и береговым службам есть что им предложить.
«Мы платим своему коллективу достойную заработную плату, – рассказывает Константин Токарев. – Каждый год можно повышать плату за труд, повышая свой разряд».
Зарплата, конечно, – первое, о чем спрашивают те, кто приходит устраиваться на работу. Но важно и то, что ждет их на рабочем месте.
Нам приходилось бывать в других судоремонтных организациях. В некоторых из них экономят на тепле и свете: в цехах – мрак, а от холода зубы сводит. В БТО Океанрыбфлота ситуация совсем иная. Во время экскурсии по этому предприятию мы убедились, что в цехах светло и тепло. Здесь есть комнаты отдыха и приема пищи, душевые с горячей водой.
Руководство предприятия постоянно ведет работу над улучшением условий труда. Например, в ближайшее время будут модернизированы краны. Для них закуплено немецкое оборудование, которое сделает управление кранами и пребывание на рабочем месте более комфортным.
Важно отметить, что работники Океанрыбфлота получают полный социальный пакет. На предприятии есть своя профсоюзная организация, которая готова оказать материальную помощь, когда требуется.
Результат такого отношения к коллективу очевиден. Число желающих здесь работать растет. База обновляется молодыми кадрами. Помимо прочего, молодежь получает здесь возможность учиться у ветеранов предприятия. А такая наука дорогого стоит.
«Жизнь не стоит на месте. Техника и технологии совершенствуются. В нашем деле надо идти в ногу со временем, не теряя опыт предыдущих лет, – говорит Константин Токарев. – Океанрыбфлот вкладывает в свою базу достаточно средств, что позволяет нам не отставать от других судоремонтных предприятий и даже опережать их. Мы покупаем самое современное оборудование, осваиваем новые технологии, готовим молодую смену, которая сможет продолжить развитие нашего предприятия».
База технического обслуживания ПАО «Океанрыбфлот»
Адрес: 683003, Петропавловск-Камчатский, ул. Озерновская Коса, 11.
Телефоны:
– Директор БТО Владимир Анатольевич Фролов – 8-962-292-12-13,
– Заместитель директора Константин Сергеевич Токарев – 8-900-440-87-77.