Рабочие будни в праздничный день

Рабочие будни в праздничный день

1 апреля – день рождения Океанрыбфлота. Так совпало, что эта дата приходится на завершающий этап Охотоморской минтаевой путины. Поэтому коллективу компании не до праздников – слишком напряженный график

Объект номер один

Для камчатских рыбаков минтай – объект промысла номер один. В нашем регионе эта рыба обеспечивает почти половину улова. В 2019-м общий вылов в крае составил 1,5 млн тонн, из них 654 тысячи тонн дал минтай. А главную роль в освоении квот на эту рыбу играет Океанрыбфлот. Его доля на данном промысле – более 40 процентов. В Охотоморской минтаевой путине традиционно задействована вся ударная сила флота компании – 13 рыболовных судов: «Министр Ишков», «Мыс Олюторский», «XXVII Съезд КПСС», «XX Съезд ВЛКСМ», «Поллукс», «Бакланово», «Владимир Бабич», «Анатолий Пономарёв», «Иртышск», «Матвей Кузьмин», «Московская Олимпиада», «А. Ксенофонтов», «Хотин». Пять транспортных судов ПАО «Океанрыбфлот» вывозят продукцию из районов промысла. Но их мощностей не хватает, приходится фрахтовать дополнительные транспортники.

«Ловим в месяц порядка 45 тысяч тонн минтая. Наша цель к завершению путины – 9 апреля – добыть более 150 тысяч тонн», – говорит начальник отдела промрыболовства ПАО «Океанрыбфлот» Алексей Кузенок.

Мой собеседник пришел работать на это предприятие в 1980 году после окончания Дальрыбвтуза. Первым рабочим местом стал кабинет промысловой информации при отделе промрыболовства. До появления интернета было еще далеко. Информационный обмен с экспедициями шел по радиосвязи. Сегодня такие методы кому-то покажутся архаикой, тем не менее удавалось эффективно руководить огромным флотом. Тогда у предприятия было более 60 крупнотоннажников. Промысел охватывал почти весь Мировой океан: от Чукотского моря до Антарктиды, от берегов Канады, США, Перу до Японии, Новой Зеландии, острова Кергелен и Африки. Годовой улов колебался от 360 тысяч до 420 тысяч тонн.

С тех пор многое изменилось. Флот покинул зарубежные воды. Масштабы промысла уже не те, что были раньше. Зато улучшается его качество, растет экономическая отдача от переработки.

«Наши добытчики – еще советской постройки, но начинка в них современная. В советское время производственная линия на борту представляла собой два транспортера и дисковый нож. Сейчас на судах работают филейные линии, икоросборочные машины. Значительно выросла мощность морозильных шкафов. Раньше плановая «морозка» по всему флоту была в пределах 65–70 тонн, сейчас суда спокойно морозят 120–140 тонн в сутки», – рассказывает Алексей Кузенок.

Когда-то на нашем флоте рыба долго передерживалась на воздухе, ожидая переработки, перемораживалась. Сегодня рыба из трала сразу поступает в переработку, нет двойной – тройной перевалки сырца. Суда Океанрыбфлота способны производить ежедневно порядка 500 тонн продукции первичной заморозки глубокой переработки.

В режиме реального времени

Меняются технологии не только промысла и производства, но и управления флотом, что делает проще работу береговых служб. Отпадает необходимость в большом штате.

«В самом начале моей работы на предприятии я был принят сюда инженером-картографом. Мы вручную чертили промысловые планшеты, нанося на них расположение флота, изобаты, рекомендованные курсы и т. д. Сейчас обмен информацией стал более удобным, более оперативным. Можно в режиме реального времени смотреть карты погоды, температуры, течений. На судах – совершенно иные приборы контроля, поисковая аппаратура. Управленческие решения принимаются быстрее», – говорит Алексей Кузенок.

Сегодня отдел промрыболовства ПАО «Океанрыбфлот» – это три человека, работающих на берегу. Плюс два флагманских специалиста, которые несут вахту непосредственно в районе промысла, сменяя друг друга. Такими скромными силами удается решать целый комплекс задач. Среди них – все процедуры, связанные с получением долей квот, распределение их по судам, контроль за освоением ресурсов, обеспечение флота мастерами добычи. Кроме того, отдел промрыболовства курирует работу цеха орудий лова ПАО «Океанрыбфлот», который производит для судов компании донные и разноглубинные тралы.

«Минтаевая путина – сложное время и для рыбаков, и для береговых служб, которые должны на протяжении всего промысла обеспечивать флот всем необходимым. Эта работа поставлена четко. Перебоев со снабжением судов мы не допускаем», – говорит мой собеседник.

Курс – на Петропавловск

Между тем минтаевая экспедиция прошла свой пик и близится к завершению. Как и обещал прогноз, погода в этом году не чинила серьезных препятствий рыбакам. Ледовитость – ниже средних значений. Синоптическая обстановка – на уровне «умеренно-холодных» и «теплых» лет.

А вот осложнение промысла из-за вспышки коронавируса прогноз, увы, не предусмотрел. Как мы рассказывали в прошлом номере, в связи с требованиями по карантину судов, побывавших в Южной Корее и Китае, в Охотском море возникла напряженка с транспортниками. Несколько единиц транспортно-рефрижераторного флота оказались на 14-дневном карантине. Ожидавшие их добытчики были вынуждены сократить темпы вылова и выпуска продукции, чтобы «растянуть» свободные емкости в трюмах. Но это коснулось не всех судовладельцев.

В свое время руководство ПАО «Океанрыбфлот» приняло стратегически верное решение доставлять значительную часть продукции не в зарубежные порты, а в Петропавловск – в морской рефрижераторный терминал «Сероглазка», откуда грузы отправляются в контейнерах в любую точку мира. Это делает логистику более рациональной, а в 2020-м дало неожиданный, но приятный бонус – помогло многим судам избежать проблем с карантином.

Времени на раскачку нет

Скоро вся линейка добытчиков Океанрыбфлота снова выстроится в центре Петропавловска, вернувшись из Охотского моря. Но отдых будет недолгим. После ремонтных работ, которые обеспечит база технического обслуживания ПАО «Океанрыбфлот», начнется подготовка к красной путине.

В отделе промрыболовства компании уже намечают планы на следующие месяцы.

«Остаток квоты минтая перейдет на сезон Б – осенне-зимний этап минтаевой путины. Летом наши суда встанут на приемку улова лосося. Часть флота традиционно пойдет на промысел кальмара в район Курил. Также планируем отправить три судна к Южным Курилам добывать иваси и скумбрию. Прошлый год показал, что работа на этих двух объектах промысла достаточно эффективна. В 2020-м прирост по их добыче будет серьезным», – делится перспективами Алексей Кузенок.

На этот год ПАО «Океанрыбфлот» ставит себе задачу добыть порядка 210 тысяч тонн минтая, 25 тысяч тонн сельди, 17 тысяч тонн кальмара, 17 тысяч тонн иваси и скумбрии. Кроме того, его суда на летней путине принимают на переработку в среднем 20–25 тысяч тонн лосося. Итого через рыбоперерабатывающие мощности компании пройдет около 270 тысяч тонн водных биоресурсов – примерно пятая часть всего камчатского улова!

Пожалуй, лучше всего в день рождения ПАО «Океанрыбфлот» пожелать коллективу достичь всех намеченных целей, несмотря на очередные испытания, выпавшие рыбакам.

Сергей НИКОЛАЕВ

Фото Валентины БОКОВИКОВОЙ.

Справка

1 апреля 1968 года в структуре Камчатрыбпрома было создано самостоятельное Управление океанического рыболовства (УОР). Эта дата вошла в историю как день рождения Океанрыбфлота. Его первым руководителем стал легендарный капитан, Герой Социалистического Труда Г.В. Мещеряков.

В 1977 году УОР было переименовано в Петропавловскую базу океанического рыболовства (БОР). В 1992-м база была акционирована.

Сегодня ПАО «Океанрыбфлот» входит в число двухсот крупнейших предприятий России. В его собственности 20 судов: добытчики, транспортники, буксиры. В состав компании также входят береговые подразделения: автохозяйство, производственная база снабжения, оградительный мол (пирс), база технического обслуживания флота, цех по изготовлению орудий лова и промыслового вооружения, учебно-тренажерный центр.

Численность работников, занятых в основной производственной деятельности предприятия, превышает 3 тысячи человек. С 2009 года компанией руководит Е.А. Новоселов.

11:25
617
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...