Частный улов – на продажу?
Правительство Камчатского края не поддержало предложение Федерального агентства по рыболовству разрешить рыбакам-любителям продавать свой улов, так как эта инициатива может привести к росту браконьерства
Напомним, ранее Росрыболовство выступило с проектом поправок в законопроект, разрешающим рыбакам-любителям сбывать улов. В рамках первой концепции документа предлагается не признавать любительскую рыбалку предпринимательской деятельностью. Рыбак сможет продать не больше суточной нормы улова, в то же время его освободят от уплаты налогов. Право на продажу будет подтверждать рыболовный билет, выданный местным управлением ФАР.
Согласно второй концепции, продажа любительского улова признается бизнесом и регламентируется налоговым законодательством. Будут установлены новый вид квот, специальные формы отчетности, места выгрузки улова для ветеринарного контроля.
В Правительстве Камчатского края сообщили, что на полуострове созданы все необходимые условия для обеспечения жителям доступа к водным биоресурсам. Кроме того, для увеличения количества мест для любительского рыболовства в крае ведется работа по созданию дополнительных участков. Ключевую роль в решениях – где именно их оформлять – играет как раз мнение жителей, их заявки собирают главы районов и направляют в министерство рыбного хозяйства региона. Но перспектива легализации незаконных уловов вызывает у властей субъекта опасения. Сдерживать массовое браконьерство на территории во многом помогает участие рыбопромышленников, так как число инспекторов и их материально-техническое обеспечение недостаточны. Борьбе со скупкой и транспортировкой водных биоресурсов и так препятствуют сложности с оформлением доказательств незаконного происхождения товаров. Разрешение любителям продавать свои уловы ситуацию только усугубит, считают в краевом правительстве.
Там добавили, что объем вывоза гражданами браконьерской лососевой икры личным багажом с полуострова превышает 500 тонн ежегодно. Для решения проблемы Правительство Камчатского края, в свою очередь, предложило Федеральному агентству по рыболовству вернуться к рассмотрению вопроса о наделении сотрудников органов лесоохраны и охраны животного мира контрольно-надзорными полномочиями в сфере рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
По данным ФАР, любительской рыбалкой в нашей стране занимается до 20% населения – не менее 15 млн человек. Ведомство указывает, что данная деятельность – один из источников существования для жителей районов Севера, Сибири и Дальнего Востока, однако отсутствие законного права продавать продукцию, полученную из природных ресурсов, ставит рыбаков-любителей в неравное положение, например, с охотниками.
Регионы отнеслись к новелле по-разному. Например, губернатор Мурманской области Андрей Чибис считает, что возможность продавать любительский улов расширит легальную самозанятость населения, увеличит на рынке предложение рыбы и рыбной продукции.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Инициативу узаконить продажу любительского улова комментирует президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев:
– Необходимо быть честными и точными в терминах. В соответствии с подходом Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), «любительское рыболовство представляет собой вид деятельности по вылову водных животных, который не является для практикующих его лиц первичным источником удовлетворения потребностей в питании, объектов торговли или иной реализации на внешнем или «черном» рынке». Как видите, никакой речи о продаже уловов в этом случае даже не идет. По данным FAO, общий годовой объем вылова рыбаками-любителями составляет около 12% общемирового вылова – свыше 9 млн тонн. В России – 150–200 тысяч тонн (оценочно).
Не нужно передергивать термины. Если речь идет о возможности для жителей прибрежных территорий (та же Мурманская область или Камчатский край) использовать добытую рыбу для личного потребления, что называется, на семейный стол – это один случай. Эта важная и необходимая для социального самочувствия региона цель, но эта цель достигается без переделки законодательства – достаточно «состыковать» нормы двух уже действующих законов: ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и ФЗ «О любительском рыболовстве». Социальное самочувствие в прибрежных регионах только улучшится в случае аккуратной и тонкой настройки законодательства (при этом на параллельном треке должна происходить работа по настройке правоприменительной практики – и это нужно делать уже сейчас в рамках работы по применению «регуляторной гильотины»).
Но если речь идет о получении регулярного устойчивого предпринимательского дохода – это совершенно другая история. Предложение ввести новый вид рыболовства «любительское (товарное) рыболовство» считаю неприемлемым. Очень быстро внутри такой законодательной конструкции уютно устроятся устойчивые преступные сообщества, браконьерские сообщества. Некоторые рыболовы-любители все чаще способны достигать промысловых акваторий в открытом море и применять технологии, которые с точки зрения возможностей и способностей вылова ставят их на один уровень с рыбопромышленными компаниями.
В Советском Союзе отрицали существование профессионального спорта: все спортсмены официально числились в добровольных любительских спортивных обществах. Все понимали, что это фикция: все советские спортсмены фактически занимались профессиональным спортом. Не думаю, что нужно сейчас обманывать себя и других, создавая т. н. «любительское (товарное) рыболовство», которое на самом деле является самостоятельным социально-экономическим укладом.
Ни о какой «легализации незаконных уловов» речи не идет. На Северном рыбохозяйственном бассейне ГМИ работает четко, все под контролем, в том числе и рыбаки-любители в море — порядок. По данному вопросу с коллегами разногласий нет. Камчатское правительство никто не заставляет после принятия федерального закона использовать предложенный губернатором Мурманской области и поддержанный Президентом России, а также министром сельского хозяйства Российской Федерации и руководителем Росрыболовства режим морского любительского рыболовства в правом реализации гражданами неиспользуемых в целях личного потребления уловов по аналогии с правами охотников-любителей (Закон об охоте).
Камчатскому профильному министру я популярно объяснил это 30 апреля 2020 года после ВКС-совещания с заместителем руководителя Росрыболовста. Хорошо, еще раз повторю: законопроект о морском любительском рыболовстве и предполагает заявительный принцип — не подал регион свои прибрежные муниципальные образования в правительственный перечень — все остается в регионе по-старому — как есть. Говорили и о том, что Мурманск не обсуждает Камчатку или другие приморские регионы — не принято это у рыбаков на флоте.
ВАРПЭ, вообще, к данному виду рыболовства никакого отношения не имеет, в аббревиатуре организации стоят буквы «Р», «П» и «Э».
ВАЛЕНТИН ВАЛЕНТИНОВИЧ БАЛАШОВ — МУРМАНСК