Хахальча – рыба не сорная

Хахальча – рыба не сорная

11 мая в Култучное озеро зашла хахальча. «Что за зверь неизвестной породы?» – спросите вы. Именно так коренные камчадалы издавна называли трехиглую колюшку (Gasterosteus aculeatus), в народе – колю́чку или рогатку

Эта маленькая рыбешка с тремя острыми шипами перед спинным плавником обычно появляется здесь в начале – середине мая для продолжения рода. На фотографиях, сделанных ученым камчатского филиала ФГБНУ «ВНИРО» (КамчатНИРО) Владимиром Эльчапаровым 12 мая, когда он настраивал и апробировал оборудование для подводной съемки, еще нельзя отличить самок от самцов. Пока они примерного одного окраса – серебристо-зеленоватые. Но со временем рыбки изменятся. Грудь и брюхо самцов станут ярко-красными, спина – изумрудно-зеленой, а глаза – ярко-синими. На боках у самок появятся темные полосы, а серебристо-белая нижняя сторона окрасится в бледно-желтый цвет.

«Большинство ученых и путешественников, побывавших на Камчатке в XVIII–XIX столетиях, описывая в своих научных трудах и воспоминаниях представителей животного мира полуострова, непременно упоминали небольшую рыбку, называемую местными жителями «хакал», «хакалч» или «хахальча», которая в больших количествах водится не только в речках и озерах, но и многочисленна в морских водах вблизи устьев рек, – фиксирует директор камчатского филиала Тихоокеанского института географии ДВО РАН Алексей Токранов в труде «О «бесчешуйном звере» и других обитателях камчатских вод». – В своей знаменитой книге «Описание земли Камчатки» Крашенинников отмечал… что камчадалы ловят eе «саками в устьях небольших речек, текущих в море, и, высуша на рогожах, берегут всю зиму для корму собакам. Уха от ней вкусом как курячья похлебка, и казаки, и камчадалы для того разваривают оную в ухе, как ершей в России». Стеллер также писал, что «в вареном виде эта рыба дает вкусную и крепкую уху, которую можно принять за куриный бульон».

В Култучное озеро из Авачинской губы рыбешка попадает по узкой (шириной примерно 0,5–1,2 м) протоке. Вода из озера через дорогу протекает по арочному бетонированному кульверту. Иногда массовое появление колюшки особенно впечатляет, по зрелищности оно нисколько не уступает рунному ходу лосося. Протока темнеет от рыбок, плотной лентой стремящихся в озеро. Помимо вечно голодных крикливых чаек помехой колюшке может стать человек. То и дело люди бездумно заваливают протоку строительным, бытовым мусором и камнями.

Колюшка и ее роль в морской экосистеме захватила умы ученых разных стран. Им интересна ее способность к быстрой адаптации в меняющейся среде. Что это значит? В обычных условиях морская популяция трехиглой колюшки использует пресноводные ручьи и озера лишь для размножения. Но если вдруг что-то пойдет не по плану, у рыб могут произойти удивительные изменения на уровне ДНК, которые позволят выжить популяции в новых условиях пресноводной среды.

Присутствие колюшки в Култучном озере можно заметить по ряби на поверхности. Небольшая рыбешка довольно прожорлива. Любит мелких ракообразных, личинки насекомых, червей, закусывает икрой и личинками других рыб. «Первое время она жирует по всей акватории озера, выискивая для себя наиболее подходящие места, – пишет в своей книге «Озеро, которое всегда с нами (рассказ о Култучном озере)» ветеран рыбного хозяйства России Татьяна Введенская. – Постепенно колюшка заполняет мелководные прибрежные участки и… с середины июня начинается строительство гнезд».

Все, что происходит дальше, – удивительно! На передний план бесспорно выходит самец. Он сам в течение нескольких часов строит на дне между стеблями водных растений гнездо (обычно оно продолговатой формы, величиной с куриное яйцо, с входом и выходом). Сам тащит сюда разные растительные остатки и скрепляет их клейкими нитями – своеобразной «штукатуркой» для «отделки помещений». Сам загоняет в гнездо самку и, как только та отложит примерно 100 икринок, быстренько выпроваживает из дома, чтобы будущая мамаша не полакомилась… собственным потомством. В его гнезде может побывать 2–4 дамы. Когда наберется достаточное количество икры (около 200 икринок), самец превратится в самого заботливого на свете отца. Он будет бережно обмахивать икринки плавниками, ремонтировать гнездо, в случае опасности яростно бросаться на хищников, не жалея острых шипов. Иногда от отцов-героев достается и самкам-колюшкам. Те так и норовят попасть в гнездо, чтобы съесть уже оплодотворенную высококалорийную икру. Нерест-то у них порционный. Чтобы созрела очередная партия икринок, мамашам необходимо хорошо питаться. Порой зазевавшемуся отцу остается лишь грустно наблюдать за стаей голодных самочек, пожирающих икру. Однако, только благодаря тщательной заботе «мужчин» о своем потомстве, выживание молодняка велико.

В зависимости от температуры воды малышня развивается от 6 дней до 2 недель. Как только появляются мальки, папа разбирает крышу гнезда и еще какое-то время заботится о детях. В июле молодая поросль сбивается стайками в зарослях травы около озерных берегов. Рыбки быстро растут и вскоре достигают 3 см. Продолжительность жизни трехиглой колюшки составляет 3–4 года, но многие погибают сразу после нереста. Именно их мы видим по берегам озера, колыхающимися у кромки воды.

– Сейчас считается, что колюшка не имеет промыслового значения. Кто-то даже называет ее«сорной», – рассказывает учитель, эколог Арина Шурыгина. – Однако с таким мнением никогда бы не согласились жители блокадного Ленинграда и Кронштадта. В те страшные годы, когда в Финском заливе была выловлена и съедена практически вся промысловая рыба, маленькая колюшка спасла от голода тысячи людей. Можно найти воспоминания блокадников о том, как ее ловили «сачками, сумками, рубашками, майками. По весне для ее отлова организовывались специальные бригады». Как варили уху с добавлением рыбной муки, жарили котлеты на ярко-оранжевом рыбьем жире, тоже полученном из колючек. Во 2-м Ленинградском медицинском институте был разработан препарат «Жир колюшки», применявшийся в госпиталях для лечения ожогов и ран. А 8 мая 2005 года в Кронштадте на острове Котлин была открыта скульптурная композиция «Памятник блокадной колюшке». Здесь же можно прочесть строки из стихотворения кронштадтской поэтессы Марии Аминовой:

«Обстрелы смолкли и бомбежки,

Но до сих пор звучит хвала –

Блокадной маленькой рыбешке,

Что людям выжить помогла…»

Култучное озеро переживает сейчас не лучшие времена. Только человек способен помочь экологии водоема, ведь именно он многие годы делал все, чтобы здесь остались лишь самые неприхотливые виды рыб. Однако, считают ученые, регулярный массовый заход колюшки на нерест говорит нам о том, что рыбохозяйственное значение водоема вовсе не утрачено. В поверхностном слое достаточно кислорода, пищи. Еще жива кое-какая погруженная растительность и незаиленные субстраты. В совокупности это дает гарантию жизни не только потомству колючек, но и множеству других обитателей хрупкой экосистемы нашего любимого водоема.

Дарья КОЖЕМЯКА

18:10
1958
Коряк
10:54

Дарья, спасибо за материал, очень профессионально и с душой!

Дарья
20:14

Спасибо большое

Ольга Космынина
21:01

Дашенька! Прекрасный материал! Умница. Читаем с А.М. в Ростове и задаю ему, бывшему рыбаку — любителю, почему мы ее не видели в озере, почему не пробовали? Первый вопрос меня интересует даже больше.Спасибо тебе и удачи в борьбе за Култучку (мы звали Култушка).-О.К.

Загрузка...