Верным путём идёте, товарищи!

Верным путём идёте, товарищи!

Россия считает развитие Северного морского пути одной из стратегических целей. Очевидно, что страна не пожалеет средств на ее достижение. Камчатке важно занять в данном проекте свою нишу. Одна из возможностей сделать это – загрузить СМП рыбной продукцией. Так считает глава региона Владимир Солодов

План Б

2009 год, с которого началась череда рекордных путин, заставил рыбаков Дальнего Востока впервые задуматься о «плане Б» по доставке улова в другие регионы России. Итог промысла тогда зашкалил за полмиллиона тонн. Это был тот случай, когда урожай не меньшая беда, чем его отсутствие. Владивосток, который служит транспортным узлом для рыбных грузов, оказался не готов к такому объему. Складские и железнодорожные мощности не справлялись с перевалкой улова. Рыба мертвым грузом лежала на судах и холодильниках, наращивая себестоимость.

«Пользуясь ситуацией, ретейлеры диктовали свои условия рыбакам. Те были вынуждены отдавать свою продукцию практически за бесценок и на рекордной путине заработали мизер», – вспоминает председатель Ассоциации добытчиков лососей Камчатки Владимир Галицын, в то время министр рыбного хозяйства нашего края.

Когда стало ясно, что 2011 год готовит рыбакам новый рекорд, начался поиск альтернативных маршрутов транспортировки. В августе 2011-го камчатские рыболовные компании, объединив усилия, зафрахтовали три рефрижераторных судна усиленного ледового класса, которые вывезли с полуострова часть лососевого улова по Северному морскому пути.

Это помогло рыбакам избежать потерь времени, которые предшествуют отправке груза железной дорогой. Удалось снизить издержки на перевозку килограмма продукции, не допустить обвала цен и разгрузить порт Владивостока в пиковый период. Кроме того, центральные регионы, куда продукция поступила по СМП, обеспечены мощной инфраструктурой, транспортной сетью, достаточным количеством складов. Это упростило задачу хранения груза, поиска покупателей.

Но были и минусы. Например, тарифы на услуги ледокольного сопровождения. В номенклатуре «Атомфлота» рыбы не оказалось. Ее отнесли к «прочим грузам», что повысило стоимость услуг ледокольного флота для рыбаков.

Кроме того, на Камчатке не хватало единого оператора, который занялся бы организацией поставок грузов по СМП и решением всех сопутствующих вопросов в комплексе. Сейчас, когда эту роль взяло на себя ООО «Терминал «Сероглазка» (группа компаний «Норебо»), использование Северного морского пути обретает черты системной работы.

Через льды

Терминал «Сероглазка» создан на базе флота компании «Акрос». Здесь организован логистический центр для обслуживания рыбопромысловых судов, перевалки рефрижераторных и контейнерных грузов. Проект воплощается в жизнь в рамках свободного порта Владивосток. Его перспективы связаны в том числе с Северным морским путем.

В 2017 году судно крупного международного холдинга «Майерск» (Maersk) совершило отсюда переход по СМП до Санкт-Петербурга. На его борту находились 650 контейнеров с продукцией камчатских рыбных компаний. Это был первый рейс такого рода, организованный ГК «Норебо».

В 2019-м из терминала «Сероглазка» в Северную столицу были доставлены 204 рефрижераторных контейнера с мороженой рыбой и 66 контейнеров с генгрузом общим весом около 8 тысяч тонн. Транспортировку обеспечил атомный лихтеровоз «Севморпуть».

«Опыт использования Северного морского пути положительный, – говорит представитель ГК «Норебо» Сергей Сенников. – Существенно сокращается время доставки с Камчатки (и Дальнего Востока в целом) в европейскую часть России (порт Мурманск или Санкт-Петербург). Кроме того, это позволит создать альтернативный маршрут доставки рыбопродукции с Дальнего Востока в европейскую часть России и на иностранные рынки. Для эффективной работы необходима организация регулярной линии по СМП, что удешевит доставку и позволит планировать отправку рыбопродукции в контейнерах».

По словам гендиректора ООО «Терминал «Сероглазка» Владимира Вальтера, мощности этого предприятия позволяют обеспечить два рейса по Северному морскому пути каждый месяц.

По его словам, нынешняя климатическая обстановка на СМП достаточно благоприятна для таких переходов. В определенные сезоны суда-контейнеровозы, которые обладают ледовым классом, могут проходить этот маршрут без сопровождения ледоколов. Такие суда есть и на Дальнем Востоке. Например, группа компаний «Доброфлот» из Приморского края приобрела три транспортных рефрижератора с усиленным ледовым корпусом, чтобы своими силами доставлять рыбную продукцию на Северо-Запад страны через Арктику.

«Благодаря этому мы снижаем транспортно-логистические издержки и сроки перевозки, а значит, сохраняем качество продукции и привлекательную для потребителя цену», – говорит управляющий ГК «Доброфлот» Александр Ефремов.

Однако при использовании этой транспортной артерии возникают вопросы, которые бизнес может решить только в партнерстве с государством. Поэтому необходимо внимание власти к таким инициативам. И это внимание есть.

О перспективах: далеких и близких

Руководство Камчатского края проявляет заинтересованность в развитии терминала «Сероглазка» и других подобных проектов.

20 мая глава нашего региона Владимир Солодов поднял эту тему на совещании о ситуации в сельском хозяйстве и пищевой промышленности, которое вел президент.

«Перевозка Северным морским путем имеет ряд преимуществ, особенно в период лососевой путины. Это в первую очередь сокращение срока. Поставка из Петропавловска-Камчатского до Санкт-Петербурга в два раза быстрее, чем традиционный рельсовый путь, это 18 суток. И не менее важный вопрос – сохранение качества продукции, так как мы исключаем лишние перегрузы», – сказал Владимир Солодов.

«Для доставки дальневосточной рыбной продукции нужно активнее, я с этим согласен, задействовать Северный морской путь и тем самым снизить затраты на доставку рыбы, в том числе в европейские регионы России, а значит, сделать такую продукцию более доступной для наших граждан», – отметил Владимир Путин.

Президент поручил минтрансу, «Росатому», другим профильным ведомствам изучить предложения Камчатского края.

Однако речь – не только об интересах рыбаков и потребителей рыбной кулинарии. Отправка рыбной продукции по СМП – лишь одна из возможностей загрузить Севморпуть. Оттолкнувшись от этого, надо двигаться дальше, вовлекая в процесс другие отрасли и виды бизнеса, развивая портовую инфраструктуру Дальнего Востока и Северо-Запада России, включая Мурманский транспортный узел.

«У нас в планах строительство в 2020–2026 годах в Мурманской области рефрижераторного морского терминала «Ударник» с полным сервисом по обслуживанию рыбопромысловых судов и доставке рыбопродукции на внутренний и внешний рынки для рыбопромышленных компаний. Для эффективного использования нового терминала необходима организация регулярных рейсов по маршруту Петропавловск-Камчатский – Мурманск через Северный морской путь. Мы считаем, что развитие арктических регионов будет связано с более эффективным использованием СМП», – говорит Сергей Сенников.

«Участие нашего полуострова в транспортном коридоре Мурманск – Петропавловск-Камчатский позволит удешевить транспортные расходы не только по доставке рыбной продукции на материковую часть страны, но и в части обратной загрузки тех же судов. Также будет дан дополнительный импульс развитию судоремонтной отрасли края, решится вопрос инфраструктурного обеспечения. Мы получим новые рабочие места», – считает врио заместителя председателя Правительства Камчатского края Дмитрий Коростелёв.

«Севморпуть позволит поднять на новый уровень всю экономику края. Это огромный объем грузов, огромное количество судов, сопутствующий бизнес по обслуживанию флота и перевалке продукции со всеми мультипликативными эффектами», – уверен Владимир Галицын.

Таковы планы на долгосрочную перспективу. А что обещает ближайшее будущее? Состоится ли очередной рейс с Камчатки по СМП нынешним летом? По словам Сергея Сенникова, будет ли «Норебо» использовать Северный морской путь в 2020 году, говорить еще рано, но обсуждение этого вопроса идет полным ходом.

Остается добавить, что в эту путину на Дальнем Востоке ожидается вылов 384 тысяч тонн красной рыбы. Основной вклад традиционно обеспечит наш край – порядка 240 тысяч тонн, из них более 160 тысяч тонн горбуши, которая в большей части идет на внутренний рынок. Эксперты допускают, что итоговый вылов превысит прогнозы. Значит, порт Владивостока опять ждет аврал, если не поможет Северный морской путь.

Сергей НИКОЛАЕВ

17:45
631
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...