Два капитана

Два капитана

Немногие рыболовецкие предприятия относятся к своей истории так же бережно, как это делает Океанрыбфлот. Эта компания по крупицам собирает редкие фотографии, кинокадры, воспоминания своих ветеранов. Особое место среди этих материалов занимает галерея капитанов. Сегодня мы представим вам два рассказа-портрета из этой галереи.

Морская душа Михаила Смородова

Михаил Смородов выбрал морскую профессию в силу обстоятельств. Его семья жила в Южных Коряках, где располагался авиаполк. Однажды полк расформировали, а вместе с ним – и школу-десятилетку. К тому времени Михаил как раз закончил 8 классов, ему исполнилось 15 лет. Пришлось выбирать учебное заведение за пределами родного села. Михаил сделал выбор в пользу Петропавловск-Камчатского мореходного училища – и попал в самую точку. Об этом решении он никогда не жалел.

Поступил в училище в 1962 году. Весной 1963-го состоялись первые выходы в море под парусами на учебных камчатских баркентинах «Штурман» и «Горизонт». Это запомнилось на всю жизнь. К слову, Михаил Смородов и его товарищи по мореходке совершили на этих кораблях финальные рейсы: на следующий год парусники списали.

В 1965-66 годах – первая морская практика на БМРТ «Хинган». В 1967-м после окончания учебы Михаил Смородов по распределению пришел на работу в УТРФ. В том же году произошло еще одно важное событие в его судьбе: он женился. Будущую супругу честно предупредил, что с морем не расстанется, поэтому размеренной семейной жизни у них не будет. Любимая девушка приняла его выбор, после чего он со спокойным сердцем повел ее в ЗАГС, а уже в следующем месяце ушел в рейс.

Михаил Яковлевич начал трудовой путь матросом на том же «Хингане»: вышли из Петропавловска, далее – через Бристольский залив до Сан-Франциско на добычу угольной рыбы. Первого своего капитана, Владимира Александровича Дубовицкого, вспоминает с уважением.

«Пришел он с военного флота. Был очень педантичный. Дисциплину на судне держал крепкую. Каждое утро делал обход. Проверял не только работу, но условия жизни, камбуз. К решению любого вопроса относился тщательно», – говорит Михаил Смородов.

1 апреля 1968 года был подписан приказ о создании самостоятельного Управления океанического рыболовства. Смородов перешел в новую структуру, которая осваивала Мировой океан. Спустя 10 лет дослужился до капитана, совершил первый рейс в этом звании на судне «Юность».

«Рейсы тогда длились по шесть месяцев и дольше. Избороздил весь Тихий океан, добирался до Кергелена. Со счету сбился, сколько судов сменил», – рассказывает Михаил Яковлевич.

Завершил он свою морскую карьеру в 1998 году. Списавшись с БМРТ «Байковск», Михаил Смородов перешел на береговую службу. Работал капитаном-наставником в Службе эксплуатации флота, главным штурманом и начальником Службы безопасности мореплавания Океанрыбфлота. Но и в этот период довелось ему совершить рейс в море.

На пенсию Михаил Яковлевич вышел в 2011 году. За плечами – 45-летний стаж работы, которая отмечена грамотами и медалями.

«Надо просто любить море. Тот, кто идет туда только ради денег, долго не держится на флоте», – уверен Михаил Смородов. И «по секрету» признается: «Ловить рыбу считал своим призванием. А вот есть ее никогда особо не любил. Так тоже бывает».

Александр Русаков: «С морем надо только на «Вы»»

«Работать в море не планировал. Все произошло неожиданно», – начинает свой рассказ Александр Русаков.

Жил он в Хабаровске, работал токарем на станкостроительном заводе. Отработав очередную смену, вернулся домой, лег спать. Тут приходит товарищ и говорит, что в Хабаровск приехала приемная комиссия с Камчатки, предлагает учиться на морские специальности. Почему бы не попытать удачи?

Александр сдал экзамены. 11 августа 1967-го надо было лететь в Петропавловск. И только накануне он решился рассказать обо всем родителям. Мама – в слезы. Отец спрашивает: «На кого учиться будешь?» – «На матроса». – «Если в море идти работать, то только капитаном». Так и получилось.

«Приезжаю на Камчатку с намерением поступить на судомеханическое отделение. А мне говорят, что мне баллов не хватило. Предлагают пойти на судоводительское. Спрашиваю: «А кого там готовят?» – «Будущих капитанов». «Годится!», – вспоминает Александр Николаевич.

Морскому делу на практике обучались на пароходе «Гоголь».

«Вышли мы, 180 пацанов, на «Гоголе» из Авачинской губы. Взяли курс на Находку. Поначалу боялся качки. Но зря. Она меня не взяла. Когда вернулись с практики, нам дали отпуск. Человек 20 из него не вернулись: поняли, что не потянут. А я сразу полюбил это дело», – говорит Александр Русаков.

Первый рабочий рейс состоялся на БМРТ «Советские профсоюзы». Уходили в ванкуверо-орегонский район на лов хека на полгода. Был Русаков четвертым помощником, молодым и отчаянным. Все ему было интересно: первая самостоятельная вахта, первый выход на трал.

«Капитан Николай Михайлович Комиссаров мне говорил: «Четвертый, запомни – не научишься командовать, будешь все делать сам». А мне особо и учиться не пришлось, моя натура такая: меня не надо шевелить, я сам шевелюсь и других могу заставить», – вспоминает Александр Русаков.

Самый запавший в душу рейс – на БМРТ «Союз-4» в Антарктиду, где добывали криль. Этот рейс был и самым долгим в морской биографии Русакова – 8,5 месяцев. Только переход из Петропавловска в район промысла и обратно занимал по 45 суток.

Антарктида запомнилась не только экзотикой, но и небольшим приключением.

«Меня тогда можно было занести в книгу рекордов – ведь я, наверное, первый человек, которому в Антарктиде вырезали аппендицит, – рассказывает Александр Николаевич. – Прихватило меня в море Содружества. Повезло, что рядом оказался БМРТ «Находка» из Приморья с хирургической группой на борту. Они высадились к нам на борт. Операционную организовали в кают-компании, положили меня на стол, на ногах примостили поднос с инструментарием. Хирург меня предупредил: «Лежи спокойно. Если сбросишь поднос на пол, будем тебя грязными инструментами оперировать». Я и лежал себе. Проснулся уже в своей каюте. Мне говорят: «Твой аппендицит в морозилке лежит». Значит, операция прошла успешно», – вспоминает Русаков.

А самая азартная рыбалка была на Гавайях на простипоме.

«Минтай – рыба предсказуемая. Промысел на ней однообразный, как конвейер. С простипомой все иначе. Спутниковые системы в нашей работе мы тогда еще не использовали. Были как Колумбы. Вот представьте: банка с 5 тысяч поднимается на 320 – 280 метров. На эхолоте скала как палец. А на верхушке сидит косяк рыбы. Надо исхитриться, чтобы на скорости попасть на эту баночку и за 3-5 минут вытащить 20-30 тонн рыбы», – говорит Александр Русаков.

Александр Николаевич – рыбак азартный не только в море, но и на берегу. Ведь рыбалка для него – и профессия, и хобби: «Бывало, отработаешь в море, вернешься домой, успеешь родным только «здрасьте!» сказать, а друзья уже на реку зовут. Я все бросаю и еду с ними. Спиннинг и удочка – превыше всего!»

Наш герой стал капитаном в 1982 году. Когда знакомился с очередным экипажем, говорил так: «Вас 90 человек, 90 разных характеров, я под каждого подстроиться не смогу, поэтому подстраивайтесь под меня». Народ с полуслова понимал. За время работы капитаном у Русакова ни разу не было ни ЧП, ни нарушений дисциплины. Всегда возвращались с хорошим заработком.

В начале 1990-х Александр Русаков впервые задумался о том, не сменить ли работу.

«Это было самое непонятное время. Вроде работа есть, работать хочется, а отдачи нет, – вспоминает Александр Николаевич. – Директор Валерий Топчий бился как рыба об лед, чтобы сохранить предприятие. Тогда все делили – флот, причалы, склады. А Топчий все производство в кулаке держал. Не дал разбазарить. Мы его слушались, ему верили. Знали, что надо идти в рейс. Знали, что будет лучше».

В 1994 году Русаков перешел в администрацию капитана порта. Но с Океанрыбфлотом связь не терял. По своей новой работе курировал суда этой компании и наблюдал, как там меняется жизнь.

«Дисциплина на флоте стала еще крепче. Люди начали приносить домой живые деньги. У моряков появился блеск в глазах», – рассказывает он.

Сейчас Александру Николаевичу – 72 года. Он продолжает работать и по-прежнему связан с флотом. На своей нынешней должности диспетчера занимается обеспечением безопасности мореплавания.

Современным морякам Александр Русаков дает простой, проверенный веками совет: «С морем надо только на «Вы». Будешь ему грубить, получишь в ответ грубость. А если проявишь к нему уважение, то и оно к тебе по-доброму отнесется».

Алексей ПЛАТОНОВ

Два капитана 0Два капитана 1
15:00
1449
Николай
00:52

Уважаемый, немного не объективно написано. БАТМ Мыс Золотой, было двое погибших а ваш  «герой» был там капитаном первый рейс.

Загрузка...