Морские режимные районы: что там находится и представляет ли это экологическую угрозу?

Морские режимные районы: что там находится и представляет ли это экологическую угрозу?

Мы, конечно, встревожены новостями о загрязнении прибрежных вод нашего полуострова. Однако у этой истории есть и плюс: в крае подвергли проверке различные объекты, создающие риск для окружающей среды, включая хранилища химических отходов. Будем верить, что это не видимость бурной деятельности, а реальная работа, которая поможет не допустить других ЧП в будущем. Но есть на Камчатке объекты и районы, с которыми все очень сложно.

Не секрет, что военные с советских времен «утилизирую» в море различные опасные вещества и предметы. Где и в каком количестве лежат на дне эти «богатства» мы, гражданские, достоверно не знаем. Но нам известно, что в море есть режимные районы скрытого назначения, где запрещена деятельность, которая может потревожить дно: постановка на якорь, лов рыбы придонными орудиями, придонные траления, дноуглубительные работы и т. д.

Режимные районы, которые установлены в наших краях, указаны в сводном описании «Режим плавания судов в водах, омывающих тихоокеанское побережье России» (Гидрографическая служба Краснознаменного Тихоокеанского флота), на морских навигационных картах (Главное управление навигации и океанографии Министерства обороны).

По своей журналистской работе с этой темой я столкнулся пять лет назад. Дело было в следующем. Капитаны рыбацкого флота, конечно, извещены о режимных районах. Но порой они там ведут лов, игнорируя запреты. Иногда их задерживают на месте или вычисляют постфактум, что они там промышляли. Ранее таких рисковых капитанов привлекали к «административке» за нарушение правил плавания. Но однажды пограничники решили наказывать их за нарушение правил добычи водных биоресурсов. Эта правовая позиция спорна, ведь режимные районы объявлены таковыми не ради сохранения рыбных запасов, а для безопасности судоходства и в интересах Министерства обороны. Тем не менее, данная категория дел была поставлена на поток, потому что штрафы по ним большие, можно одновременно наказывать и капитана, и судовладельца, а главное – это прямая юрисдикция погранслужбы.

Когда же такие дела пошли в суд, о режимных районах стали выясняться любопытные вещи. Оказалось, что причины закрытия этих районов для рыболовства и другой деятельности – не единственный секрет. Тайной является также и то, кем данные конкретные районы установлены, кто и когда ввел в них запреты, каким нормативно-правовым актом это подтверждено (потому что карты и лоции – это всего лишь судовая литература, а не законы, на которые можно ссылаться, привлекая к административной ответственности).

Неожиданно для суда выяснилось, что запрет на различные виды деятельности в запретных и временно опасных районах предусмотрен только в законе о внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ. А вот в законе об исключительной экономической зоне РФ такое положение отсутствует. Значит, если режимный район расположен в экономзоне, делай в нем что хочешь?

Отслеживая судебное рассмотрение этих дел, я узнал, что у берегов Камчатки с давних лет находится целая россыпь режимных районов, куда время от времени забегают порыбачить и малые сейнеры, и средние, и большие траулеры. При этом обеспечить круглосуточную охрану таких районов и выявлять каждый факт ведения там запрещенной деятельности – задача трудно решаемая.

«А если бы вы задели тралом бочку с химикатами?» – так представитель обвиняющей стороны стыдил проштрафившегося капитана в кулуарах одного из тех судебных заседаний. В то же время из дела выходило, что пограничники не предотвратили траление в режимном районе, а дождались его окончания, чтобы на лицо был четкий состав административного правонарушения.

В общем, на мой взгляд, в данном вопросе явно не хватает порядка. Но даже если бы порядка было больше, стопроцентной защиты от ЧС все равно пока не придумано. Вспомним, как в 2011 году в бухте Моховая сейнер «Донец» напоролся на атомную подлодку «Святой Георгий Победоносец», которая готовилась к выходу в море. Столкновение произошло несмотря на то, что на судне все средства связи, наблюдения и навигации работали исправно.

Если на дне морских режимных районов действительно лежит нечто, представляющее опасность, то в случае внештатной ситуации мы не услышим громких взрывов, как при пожаре на складах боеприпасов, не увидим желтых облаков, которые появились 20 лет назад над Радыгинским хранилищем ракетного топлива. Скорее всего, последствия будут неявными поначалу, а проявятся в полную силу только со временем. Не с такой ли ситуацией Камчатка столкнулась сейчас? Безусловно, это лишь предположения. Но нам ничего не остается, кроме как предполагать, потому что исчерпывающей информации о морских режимных районах никто населению никогда не предоставит.

Кирилл МАРЕНИН

10:45
1523
Андрей
03:39

Сколько ещё камней (бочек) подводных будет впереди. Некто не знает И ответственность некому будет нести

Загрузка...