Криминальная цена российской рыбы

Криминальная цена российской рыбы

Нацпроект «Международная кооперация и экспорт» ставит перед рыбной отраслью задачу на порядок увеличить выручку к 2024 году. Некоторые компании могут достичь требуемых показателей уже сегодня. Для этого им достаточно вывести из тени реальные доходы.

Сегодня ряд экспертов справедливо отмечает, что рыбный бизнес оказался в трудной экономической ситуации. Пандемия и её последствия мешают ему наращивать выручку в соответствии с теми задачами, которые ставит перед ним государство.

По данным Всероссийской ассоциации рыбопромышленников, в 2020 году прибыль рыбной отрасли упала на 17% – до 150 млрд рублей, в результате существенно снизились поступления с налога на прибыль. Сократился в денежном выражении экспорт рыбопродукции: с 5,381 млрд долларов в 2019 году до 5,287 млрд долларов в 2020-м. В этом году ожидается дальнейшее падение экспорта (опять же в денежном выражении) до 4,9 млрд долларов.

Но это выводы, основанные на официальной статистике. А если взять результаты, не попавшие в отчётность, то мы увидим несколько иные цифры. По крайней мере, по отдельным видам водных биоресурсов и по отдельным компаниям реальная прибыль может оказаться в разы больше. Об этом говорят документы, которые оказались в распоряжении нашей редакции.

Вот перед нами, на первый взгляд, идентичные копии одного и того же контракта, заключённого между камчатской компанией, представляющей несколько рыбоперерабатывающих предприятий восточного побережья, и японской фирмой. В них одинаково почти всё (номер и дата контракта, печати, подписи, обязательства), кроме самого важного – цены, по которой российская сторона продает в Японию рыбную продукцию. В одной «копии» контракта цены вдвое меньше, чем в другой.

Возьмём, к примеру, нерку. В одной версии контракта нерка штучной заморозки 1 сорта размерного ряда 2S (до 1,5 кг) стоит 3,65 доллара, а в другой – 7,3 доллара. В одной версии цена нерки штучной заморозки размерного ряда S (1,5 – 2 кг) составляет 4 доллара за кг, а в другой – 8 долларов.

С другими видами лососёвых – всё то же самое. Так, в одном варианте стоимость кеты штучной заморозки 1 сорта размерного ряда 2S указана в размере 1,95 долларов, а в другом – 3,9 долларов. В одном – та же продукция размерного ряда S стоит 2 доллара, а в другом – 4.

Итого вся партия нерки, кеты и кижуча объёмом в 250 тонн, согласно одному варианту контракта, стоит порядка 660 тысяч долларов, а, согласно другому – более 1,3 млн долларов.

Вы уже поняли, с чем мы имеем дело? Да, это она – схема фиктивных договоров. Один контракт, цены в котором занижены, предназначен для налоговых, таможенных и прочих органов для уменьшения фискальных платежей. Второй контракт с фактической ценой – только «для внутреннего использования». Стены офиса этот документ не покинет. В личной переписке партнёры обычно обозначают такие виды контрактов как «half price» (полцены) и «full price» (полная цена).

Когда сделка заключена, покупатель официально перечисляет на банковский счёт продавца сумму, указанную в контракте с ценой, урезанной вдвое. А вторую половину реальной цены привозят «чёрным налом» в Россию и передают здесь в неофициальной обстановке. Причём недобросовестный покупатель заинтересован в этом не меньше, чем продавец. Во-первых, при расплате наличкой он удержит с неё в свою пользу 2-4 процента и ещё сэкономит на банковской комиссии, необходимой при переводе. Во-вторых, он тоже таким образом уходит от налогов в своей стране. Кстати, в Японии, хоть там и серьёзный контроль за финансовыми операциями, довольно крупные суммы можно указывать в отчётности как «подарки» зарубежным предприятиям или должностным лицам. Не говоря о том, что сделку можно провести через посредническую фирму, зарегистрированную в Панаме или других странах, где бизнесу гарантирована полная тишина.

Не будем приводить здесь названия компаний, которые фигурируют в упомянутых контрактах. Наша цель – не обвинять кого-то конкретно, а показать читателю, как устроена эта система в целом (а существует она, конечно, давно, и не только в рыбном бизнесе). Кроме того, документы, которые мы цитировали в этой публикации, находятся в компетентных органах. Пусть они и делают выводы о степени вины предпринимателей, замешанных в таких аферах.

Остаётся добавить, что согласно прогнозам нынешняя красная путина войдёт в тройку рекордных за период с 2008 года. Это обещает хороший доход и бизнесу, и рыбацким регионам. Однако эти ожидания омрачает вероятность того, что половина реальной стоимости нашей рыбной продукции останется в серой зоне экономики.

Кирилл МАРЕНИН.

Криминальная цена российской рыбы 0Криминальная цена российской рыбы 1
10:50
2290
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...