По изгибам зелёных зыбей

По изгибам зелёных зыбей

2 месяца и 7 дней тихоокеанскими путями-дорогами великого мореплавателя Витуса Беринга ходила красавица – «Паллада», учебный трехмачтовый фрегат с полным парусным вооружением, принадлежащий Дальневосточному государственному техническому университету.

149-й рейс посвятили 280-летию Второй Камчатской экспедиции командора, а потому 20 курсантов 2-го курса колледжа КамчатГТУ вместе со своим руководителем – доцентом кафедры «Водные биоресурсы, рыболовство, аквакультура» Ольгой Исаевой повидали Сахалин, Курильские и Командорские острова, суровую Чукотку. Заходить так далеко на север легендарному фрегату еще не доводилось.

Первый раз в море

«Для меня и курсантов это был самый первый выход в море, – рассказывает Ольга Михайловна. – Присоединились к экспедиции в Петропавловске-Камчатском, пошли на остров Беринга. Дальше была Чукотка, она встретила ребят хорошей погодой (это редкость даже летом). Местные жители очень ждали парусник, он появился здесь впервые, и это стало настоящим событием. Анадырь, порт Эгвекинот, бухта Провидения. На обратном пути зашли на трехдневный рейд на остров Беринга, погода позволила. Но любовались Командорами только с борта – причалить было некуда.

Три дня стояли на рейде и в Петропавловске-Камчатском. На Курилах состоялось торжественное построение, после речи капитана Николая Зорченко и минуты молчания спускали на воду венки в память о русских воинах, погибших в битве с японцами за Курильские острова во Второй мировой войне. Далее был порт Корсаков и конечная остановка – Владивосток, где мы посетили океанариум (очень понравилось). И улетели домой».

Впервые за последние 120 лет парусное судно такого класса (а «Паллада», как известно, не ледоход) отправилось на север. Настоящим испытанием для ребят стали погодные условия Чукотки – это не Владивосток с его 30-градусной жарой. Здесь термометр показывал температуру, близкую к нулю. В таких условиях курсанты учились работать, не страшась ночных авралов и вахт (4 через 8).

«Меня поразил экипаж «Паллады». Люди служат на фрегате уже 25 лет, сходили не в одну, а в целых пять кругосветок! – продолжает Ольга Исаева. – Все они, от капитана до кока тети Томы, помогали мальчишкам превратиться в настоящих мужчин. Есть в экипаже и женщины – три буфетчицы, две уборщицы и два кока на камбузе. Каждая выразила благодарность за моих курсантов. Говорили, что они очень хорошо воспитаны, внимательны и всегда готовы помочь. А те, кто не умел чистить картошку, к концу рейса делали это прекрасно.

Когда в меню была рыба, на разделку шли Денис Попенко или Артём Серединин, их особенно просили поставить на вахту. А мальчишки ни разу не отказались, хотя вставать для этого приходилось в 5 утра».

О мечте

«Первое впечатление от экспедиции – мандраж вперемежку с чувством гордости за себя и ребят: мы, курсанты Камчатского государственного технического университета, здесь – на «Палладе»! – рассказывает будущий судоводитель Денис Попенко. – Эмоций прибавляло и ощущение сопричастности к историческому событию, ведь когда-то таким путем проходил сам Витус Беринг.

Море приняло меня хорошо – не укачивало. Скорее всего, потому, что с детства как магнитом меня тянуло на воду, я хотел стать моряком и привык кататься на лодках, катерах. Еще пацаном постоянно говорил маме, что буду капитаном. В итоге после окончания 9 класса решил пойти в КамчатГТУ на специальность «Судоводитель».

Когда в первый раз меня поставили за штурвал, эмоции просто зашкаливали. Представлял, будто я морской волк и скитаюсь по морям в поиске сокровищ. Короче, радость словами не передать. Этот рейс стал для меня незабываемым, теперь точно решил – свяжу свою жизнь с морем».

О китах, о парусах

Денис и его товарищи несли вахты за штурвалом, на камбузе, участвовали в рангоутных учениях – поднимались на мачты, где учились укладывать и спускать паруса, вязали узлы и «приручали» снасти, которые служат для подъема или спуска косых и прямых парусов. Все это дополнялось бесконечными учебными тревогами и парусными авралами, незабываемыми закатами с высоты грот-, фок- или бизань-мачты. Встречами с морскими обитателями – косатками, котиками и даже исполином-китом, который однажды с интересом сопровождал фрегат и радовал курсантов фонтанами.

«Всем запомнился первый самый головокружительный подъем на мачту, шикарный вид, открывшийся оттуда, – продолжает рассказ Денис. – Страх высоты, конечно, был. Но я, как и многие ребята, его переборол. Ведь мы морально готовились к этим испытаниям. Помню, поднялся до топа (это самая высокая часть мачты) и дотронулся до флюгера. Думаю, это ощущение запомнится каждому из нас на всю жизнь.

Была и такая ситуация: однажды сработала авральная сигнализация, все собрались на верхней палубе, распределились, кто на какую рею будет подниматься. Погода не радовала – шел дождик, штормило. Нам сказали укатывать прямые паруса, все полезли на рею. И вот во время работы один парень не справился с парусом, сорвался и повис на страховке – сказалась погода и недостаточная физическая подготовка. Наши матросы грот-мачты поспешили на помощь, аккуратно его спустили с высоты – парень испугался и толком не понимал, что делать. Все закончилось хорошо, правда, больше он на мачту не поднимался».

Штормов, кстати, по словам руководителя практики Ольги Исаевой, в рейсе было немного. Ну как шторма – небольшое волнение. Лишь перед вторым заходом на Камчатку возле полуострова Шипунского болтало так, что «кастрюли летали по камбузу». Впрочем, качку все перенесли нормально.

О чайках, льдах и дружбе

Чукотка встретила не только солнечным, но и душевным теплом: хлебом-солью, торжественными речами, танцами и песнями коренных народов. В Анадыре, например, для экипажа «Паллады» выступили артисты знаменитого государственного чукотско-эскимосского ансамбля «Эргырон».

«Мы увидели, как живут люди, какие высокие цены в местных магазинах, какая здесь чистота, красивая природа, свежий воздух, – делится Денис. – В поселке Новое Чаплино (бухта Провидения) поиграли в футбол с береговыми эскимосами, которые и сейчас занимаются промыслом морского зверя, добывают китов. Победила дружба!

Особенно мне понравился п. Эгвекинот. У причальной стенки «Паллада» простояла два дня, а мы обошли весь город. Люди здесь отзывчивые, хорошие, даже помогли найти парикмахерскую.

В свободное время мы с одногруппниками Артёмом Середининым и Виталием Пироговым брали удочки и шли рыбачить. Поймали 12 горбуш и много незабываемых впечатлений.

На Чукотке поразило то, что в городах и поселках нет ворон, воробьев и голубей, только чайки, но в два раза крупнее наших, камчатских.

При заходе в Анадырский залив мы неожиданно наткнулись на льды, отколовшиеся от ледника. И хотя сверху обломки казались не очень большими, мы могли только догадываться, что скрывается под водой. Пришлось сильно понервничать, лавируя между глыбами, так как у «Паллады» нет ледового класса. Некоторые уже готовы были надеть гидрокостюмы, опасаясь пробоины.

За время экспедиции мы с ребятами очень сплотились, стали родными, подружились с курсантами из Керчи, Новосибирска, Владивостока. Общение продолжили и на берегу. Даже свою группу в Whatsapp создали – ежедневно рассказываем, кто где бывал, чем сегодня занимался».

О руководителе практики

По словам камчатских ребят, особую роль в их первом морском походе сыграла руководитель практики Ольга Исаева, которая преподает экологические основы.

«Первые дней пять мы как-то не очень ладили, – признается Денис. – Но постепенно стали узнавать друг друга лучше и очень сдружились. И сейчас, после рейса, поддерживаем контакт с Ольгой Михайловной. Она нам очень помогала во время рейса. Но так как и для нее это плавание было первым, мы тоже приходили на помощь, что-то объясняли и находили нужную информацию.

А вечером собирались вместе, пили чай и рассказывали о себе. Ольга Михайловна стала для нас, наверное, самым важным человеком на судне, который поддерживал во всем и никогда не бросал, помогал в любом вопросе. Суперруководитель практики, да еще и рыбачка – делилась с нами удочками! Короче, суперженщина!»

О спорте

Спорт на «Палладе» всегда был в почете. В этом рейсе курсанты много времени посвящали игре в волейбол на палубе. В большом шахматном турнире участвовали наши, камчатские, электромеханики Александр Репин и Анатолий Паршин. Вместе с одногруппником, будущим судоводителем Станиславом Чернявским Денис наматывал круги по палубе «Паллады» (101 м) в полумарафоне на 21 км. Осилил километров 10. Многие начинали, но сошли с дистанции. Станислав полумарафон выдержал.

О выборе

Практика на учебном паруснике – лишь первая ступень по пути к мечте. К моменту окончания рейса все ребята благополучно сдали нужные им экзамены.

Так, Денис Попенко, который учится по специальности «Судоводитель», сдал экзамен на вахтенного матроса международного класса. Некоторые ребята – на судовых механиков и электромехаников международного класса, а также машинистов рефрижераторных установок международного уровня.

Кому-то северный поход дал понять: не твое это дело. Но большинство ребят теперь особенно уверены в своем выборе.

«Капитан – это, во-первых, очень большая ответственность перед людьми, – считает Денис. – Ты отвечаешь за их жизни и условия, в которых будут находиться твои подопечные во время рейса. Капитан – пример для всех и Бог на судне, здесь важно его умение все держать под контролем, работать в команде и жить благополучно одной большой семьей, без конфликтов. А главное – невредимым вернуться домой».

Образцом такого руководителя для курсантов стал капитан «Паллады» Николай Кузьмич Зорченко – истинный моряк и достойнейший пример в жизни и в море. В любую погоду он выходил на палубу. Бегал, подтягивался на перекладине – в свои 67 лет этот легендарный моряк способен запросто сделать 10 подъемов с переворотом!

«Нигде человек не бывает так жалок, дерзок и по временам так внезапно счастлив, как на море». Будущие морские волки часто цитируют эти слова русского писателя Ивана Гончарова из цикла очерков «Фрегат «Паллада». У них все только начинается, но вес этим словам придал их первый рейс на «Палладе». Пусть мечты ребят обязательно сбудутся!

Дарья КОЖЕМЯКА

12:55
1992
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...