«Бродят вокруг «управы» мужики, гудят»

«Бродят вокруг «управы» мужики, гудят»

Возвращаемся к нашим газетным обзорам, посвященным 70-летию газеты. Сегодня читаем «Рыбак Камчатки» от 10 июля 1992 года.

«Лососевая путина началась, но взять рыбу трудно», – так называется материал о промысле лососей. Это была первая лососевая путина в современной истории Камчатки без советской власти.

Новые времена ставили перед рыбаками новые проблемы: «По сообщениям из колхоза имени Бекерева, здесь с начала путины взято уже 340 тонн кеты и горбуши. В избытке и приемные мощности. Но лососевой путине грозит срыв с другой стороны – от людей, от рыбаков и населения береговых сел, привлекаемых на путину. Им не хватает продовольствия, сказываются дороговизна, отсутствие наличных денег. Их зарплату колхоз переводит в Сбербанк, но чтобы получить чек, люди записываются за 10 дней и стоят в очереди».

Безденежье, отсутствие «налички» – тема номер один. Вот что рассказывает о ситуации в Рыбхолодфлоте публикация «Господа, я не ел шесть дней…»: «Многие работники не видели денег уже два месяца, банк задолжал базе до июня около 14 миллионов. Бродят вокруг «управы» мужики, гудят. Ни рейсовых получить, ни в отпуск улететь».

Не лучше было на других предприятиях. Публикация «Хлеб с черемшой» знакомит читателя с мытарствами рыбаков Океанрыбфлота: «На завтрак и ужин у меня с друзьями бутерброд с черемшой, на обед – как придется, – говорит матрос Андрей Давыдов, деликатно прикрывая рот рукой. – Судно на СРВ, на ремонте. Камбуз опечатан, «кэп» сочувствует, знает, что идти нам некуда и денег – ни гроша». Денег долго не будет хватать. Но для нас важно не ожесточить сердца. Будьте здоровы, ешьте бутерброд с черемшой. И пожалеем друг друга до самой глубины наших израненных сердец. Мы все дрейфуем на одной льдине».

Статья «Ах, далеко до дома!» посвящена гостинице для рыбаков «Нептун», принадлежавшей УТРФ, и ее невезучим обитателям: «Изменений здесь произошло немало. Оплата за проживание одного человека в 2- и 3-местных номерах поднялась соответственно до 24,50 и 22,50 рубля. Согласитесь, что платить за ночлег 735 или 675 рублей в месяц даже для денежного рыбака – тяжкое испытание. Комнаты не имеют в своих секциях ни санузлов, ни душевых, ни умывальников, в номерах нет холодильников, телевизоров и прочих атрибутов, необходимых для элементарного отдыха и покоя.

Из холла убрали единственный на всю гостиницу телевизор. Теперь жильцы могут пробавляться лишь просмотром «видиков» в видеосалоне. До сих пор при гостинице не организован пункт общепита для жильцов. Столовая есть, но питаются в ней строители из Китая. Читальный зал закрыт».

А в это время новорожденный рыбацкий бизнес осваивал мировой рынок. О том, как это было, читаем в статье «Почем краб у Холкама?»: «Десятилетия иностранцы имели дело с монополией «Соврыбфлота», жестко проводящего государственную политику. Теперь продавцов – тысячи. Ошалевшие от возможностей прямых связей, они, увы, в искусстве торговли освоили только одно: привлекать зарубежного покупателя более дешевой, чем у соседей, ценой. «Соврыбфлот» и американцы продавали японцам камчатского краба по одинаковым ценам (2 100 – 2 800 иен за кг). Однако камчатское СП «Холкам» поставило в Японию почти 2 тысячи тонн краба по ценам 550 и 900 – 1 800 иен за кг. Бывший монополист «Соврыбфлот» загнан в угол. Ясно, что диктовать разумные цены он не в состоянии».

«Быть или не быть Акросу?» – материал под таким заголовком повествует об одной из первых акционерных рыбных компаний Камчатки. «Акрос» (уже немногие помнят, что это первые буквы слов «акционерная компания рыболовецких и обрабатывающих судов») был создан на базе Управления промыслового флота Камчатского межколхозного производственного объединения (УПФ КМПО). Если бы такой базой стало все КМПО, то новое предприятие стало бы первым в мире по уловам. Но колхозы отказались присоединяться.

«18 июня 1992 года официально зарегистрировано созданное членами трудового коллектива УПФ КМПО АО «Акрос». Его генеральным директором единогласно избран начальник УПФ КМПО В. Б. Воробьев. Фактически произошло то, что и должно было произойти в современных условиях хозяйствования: изменено отношение работника к собственности, которая когда-то была общей или ничейной. Отныне каждый работник становится собственником акционерного предприятия», – писал 30 лет назад «Рыбак Камчатки».

История «Акроса» складывалась непросто. Сегодня он входит в число ведущих, став членом холдинга «Норебо». Увы, Валерий Воробьёв, продавший свой пакет акций в 2011 году, трагически ушел из жизни в 2018-м…

Продолжение следует.

16:40
3433
Евгений
18:15

Уважаемые друзья!  

Считаю, что вы незаслуженно упустили из воспоминаний о 70 летнем пути РК  события 1989, 1990, 1991 годов! А они для РК и  в целом  для Рыбного хозяйства СССР были и трагическими, и одновременно победными: внедрение 2-й модели хозрасчета, канун распада Камчатрыбпрома, Руководитель  «Дальморепродукта» в средствах массовой информации уже называл Камчатку «сезонной базой», а камчатских рыбаков сезонниками, при этом настойчиво  прорывался к квотам Камчатки, крушение СССР, крушение отраслевого министерства. А чего стоило и какие бы последствия постигли нашего рыбака, если бы был подписан контракт, с которым носился депутат СССР Кулик, между СССР и американской компанией Перфоманс Групп Инт. в соответствии с которым эта компания рассчитывала на 10 лет получить в эксплуатацию более 300 тыс.тон ВБР, причем самых ценных, в обмен на строительства 25 заводов по переработки томатов в Краснодарском крае! Это ведь тогда, через РК! Мы подняли весь Дальний Восток и контракт не состоялся. Кстати Ольга Ивановна Космынина в своей книге к 65 летию РК вскользь об этом упоминала. А если память не изменяет — в 2003, может 2002 году, газета возвращалась к тем событиям. На том историческом разломе много чего происходило в рыбной промышленности. Не хотелось бы повторения некоторых! Поэтому надо возвращать память к этим годам. 

С Уважением, 

Председатель СРПК Е.Н. Кабанов

Загрузка...