От аукционов к… аукционам
Мы завершаем наши газетные обзоры, посвященные 70-летию «Рыбака Камчатки». Сегодня читаем номер, вышедший 20 лет назад.
Мы решили завершить серию этих публикаций номером от 27 февраля 2002 года по нескольким причинам. Во-первых, он тоже стал юбилейным и был посвящен 50-летию газеты. Во-вторых, 2002 год – это переломное время, подведение итогов ушедшего века и знакомство с новой эпохой.
Первая статья номера называется «Мы не рабы!». Она посвящена злоключениям экипажа плавбазы «Маточкин шар», которая работала на Дальнем Востоке, будучи собственностью калининградской компании.
«С 1999 года камчатская часть экипажа, а это 14 человек, не может получить зарплату. Кто только ни занимался делами этого экипажа! Камчатский и центральный рыбацкие профсоюзы, Государственная инспекция труда, арбитражный суд, местная и генеральная прокуратуры. Во всех ответах высоких учреждений столько всего наворочено, что простому смертному сквозь бюрократические фразы пробиться невозможно. Ходит то ли байка, то ли анекдот: якобы кто-то из рыбаков «Маточкина шара» ходил к «авторитету» Шатену, который опять же якобы сказал: если бы с судом не связывались, я бы помог».
Продолжает тему материал «Остановите «Вегас». Он рассказывает о ситуации на приморском БМРТ «Вегас-1», который встал на рейд Петропавловска, а его рыбаки заявили о нарушении трудовых прав: «Пока «Вегас» стоял на рейде, часть экипажа, доведенная до ручки условиями жизни и работы, покинула судно. Оказавшись на берегу, они рассказывали об ужасах, которые происходят на их БМРТ. Судно в аварийном состоянии. У экипажа почти не осталось продовольствия и пресной воды. Однако капитан получил команду от судовладельца продолжить рейс. «Вегас» удаляется от наших берегов. Шансов спасти людей, оставшихся на его борту, почти не остается».
Увы, такие истории случаются и в наши дни. Например, похожая ситуация возникла около года назад на судне «Порт Мэй» из Холмска, которое, как и «Вегас-1», оказалось в Петропавловске.
«Пять тысяч за бортом?» – так называется публикация о печальных перспективах рыбной отрасли в связи с переходом на аукционную продажу квот: «Из 25 тысяч камчатских рыбаков пять тысяч обречены на безработицу. Такие страшные для полуострова цифры прозвучали на заседании областной трехсторонней комиссии, куда вошли представители администрации, работодателей и профсоюзов. Разговор начал вице-губернатор А.Б. Чистяков. Он считает случившееся с Камчаткой – следствием двух причин, которые произошли в 2001 году. С одной стороны – фактически двукратное уменьшение общего допустимого улова, а с другой – двукратное увеличение изъятых лимитов из ОДУ полуострова и других дальневосточных регионов на аукционы. Это привело к тому, что количество лимитов, выделенных Камчатской области, уменьшено втрое».
В 2003 году государство, оценив последствия аукционов, заменило их системой наделения компаний долями квот по историческому принципу. К сожалению, в 2019 году аукционы частично вернулись. А сегодня нас ждет очередной раунд продажи ресурсов с молотка и отъема квот под «инвестиционные цели». Чем это аукнется рыбакам и Камчатке? Поживем – увидим.
К слову, в 2002–2021 годах число работающих в рыбной отрасли Камчатки снизилось с 25 тысяч до 18 тысяч человек. Правда, за последние два года наметился рост этой цифры, он составил 2 тысячи человек, что внушает робкую надежду.