Стой! Буферная зона

Стой! Буферная зона

На Чукотке идет спор вокруг создания в прибрежье «12-мильной буферной зоны». Ее противники уверены, что она негативно повлияет на оборону, развитие Севморпути, а значит, и на соседние регионы. Так ли это на самом деле?

Дискуссия началась с появления на сайте Думы Чукотского округа требования о прекращении на Чукотке работы Всемирного фонда дикой природы (WWF). Как говорят инициаторы этого требования, такое отношение к фонду вызвано его попытками пролоббировать создание 12-мильной буферной зоны вдоль арктического побережья, в том числе и береговой линии Чукотского автономного округа.

«Создание такой зоны повлияет на обороноспособность нашей страны и ее экономическую безопасность. Под угрозой будут проход судов по Северному морскому пути, прокладка оптико-волоконных линий интернет-связи. Пострадает традиционная хозяйственная деятельность береговых жителей, связанная с добычей морского зверя и рыбалкой. Все это может попасть под ограничения», – сказала спикер окружной думы Валентина Рудченко.

Также на сайте думы региона отмечается, что создание буферной зоны может помешать функционированию пограничной заставы на острове Ратманова, так как остров окажется в данной акватории.

По словам Валентины Рудченко, чукотские депутаты намерены направить в федеральные органы власти и силовые ведомства обращение о нежелательной деятельности WWF на территории региона. Также будет подготовлена законодательная инициатива об исключении возможности создания буферной береговой зоны в России.

Эта новость отчасти касается и Камчатского края, ведь мы с Чукоткой – близкие соседи. И экология, и вопросы традиционной хозяйственной деятельности, и Северный морской путь – для нас темы общие. Поэтому нам тоже должно быть интересно, о какой «12-мильной буферной зоне» идет речь. Если такую зону пытаются узаконить вдоль арктического побережья, как утверждают депутаты соседнего региона, то в рамках каких нормативных правовых актов?

В ответном заявлении Всемирного фонда дикой природы, которое опубликовано на его сайте wwf.ru, отмечается, что проекта запрета хозяйственной деятельности в 12-мильной зоне на всей протяженности арктического побережья России не существует и не может существовать. По мнению экологов, чукотские депутаты имели в виду появление охранной зоны национального парка «Берингия», основанного в 2013 году на стыке Тихого и Северного Ледовитого океанов.

Нацпарк «Берингия», который является федеральным государственным бюджетным учреждением, подтвердил, что в данный момент создается его морская охранная зона. Как отметили в администрации парка, делается это на основании федерального закона об особо охраняемых природных территориях (ООПТ) и во исполнение поручения Правительства РФ от 1.07.2021, которое предписывает установить либо актуализировать охранные зоны ООПТ на Дальнем Востоке. Всемирный фонд дикой природы действительно участвует в проектировании данной охраняемой акватории, но к этой работе он привлечен по просьбе Министерства природных ресурсов и экологии России.

При этом нацпарк «Берингия» признает, что проект морской охранной зоны предусматривает ограничения хозяйственной деятельности. Так, в нем прописан запрет на спортивную и любительскую охоту, прибрежное и промышленное рыболовство, проход и стоянку судов вне водных путей общего пользования и специально отведенных мест, геологоразведку и добычу полезных ископаемых.

Однако в администрации «Берингии» подчеркивают: в документе отсутствуют запрет и ограничения традиционного природопользования коренных жителей (рыбалка и охота), завоза генерального груза в населенные пункты, прохода судов Северным морским путем. То есть, развитию СМП это не угрожает.

Касаясь острова Ратманова, руководство нацпарка считает, что морская охранная зона не создаст помех находящейся там пограничной заставе, так как остров не войдет в данную акваторию и будет находиться от ее внешних границ на расстоянии более пяти миль.

Нацпарк «Берингия» напоминает, что охранные зоны есть у всех ООПТ в России. Например, у заповедника «Курильский» на острове Кунашир в стратегически важном районе в непосредственной близости с Японией, но это не создает угрозы обороноспособности нашей страны.

В любом случае решение о создании охранной зоны нацпарка «Берингия» будет принимать Минприроды РФ после согласования ее проекта с главой региона, Минобороны, ФСБ и другими федеральными ведомствами, что должно исключить ущерб нашим национальным интересам.

Добавим, что согласно указу президента России от 7 мая 2018-го № 204 в стране должно быть создано не менее 24 новых особо охраняемых природных территорий к 2024 году.

Алексей ПЛАТОНОВ.

Фото с сайта нацпарка «Берингия».

07:00
1733
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...