15 лет вместе: флоту быть!

15 лет вместе: флоту быть!

Продолжаем серию публикаций, посвященных 15-летию Камчатского края. В прошлый раз мы говорили о переменах, произошедших за 15 лет в береговой рыбопереработке. Сегодня наша тема – рыбацкий флот.

Флот – основа рыбной отрасли. Он составляет более 70% ее основных фондов. От его работы зависит эффективность рыболовецких предприятий, их доходы и перспективы.

Состояние рыболовного флота Камчатки стало вызывать тревогу уже в конце 1990-х. Большинство судов, перешедших «по наследству» от советских предприятий, было построено по проектам 1960–1980-х годов. Они устаревали не только физически, но и морально. На промысле из них выжимали последние соки, часто не заботясь о безопасности людей. Кривая аварийности на флоте резко шла вверх, в то время как показатели работы падали. С 1990 года в течение 17 лет улов камчатских рыбаков снизился почти вдвое и составил в 2007 году 690,1 тыс. тонн. С 2005 года сокращение флота стало обретать обвальный характер. Камчатка могла полностью потерять свои добывающие мощности. Однако кризис удалось преодолеть благодаря поддержке, которую рыбаки получили на федеральном и краевом уровнях.

В наше время рыболовецкие предприятия Камчатки ежегодно добывают свыше 1,5 млн тонн водных биоресурсов. По итогам 2021 года их вылов составил рекордные 1 млн 659 тыс. тонн (108% к уровню 2020 года). Это более 40% всего дальневосточного вылова и более 30% общероссийского. Таких успехов удалось добиться в том числе за счет модернизации флота. Сегодня рыбный бизнес может не только вкладывать деньги в переоборудование своих судов или покупку относительно новых «бэушных» промысловиков, но и заказывать строительство траулеров и сейнеров.

Давайте вспомним, как обновлялся наш флот в минувшие годы.

Трудяги-«малыши»

Маломерный флот – это примерно половина рыбодобывающего флота Камчатки. Обновление «малышей» пока идет не так активно, как хотелось бы. Оно и понятно: объекты промысла малорентабельные, а постройка судна – дело не дешевое. Тем более что и выбор новых проектов пока не богат. Но все-таки здесь есть свои успехи.

Так, компания «Дельта Фиш ЛТД» Усть-Камчатского района в 2020–2021 годах пополнила свой флот тремя новыми малыми сейнерами, которые построены по ее заказу на благовещенском Судостроительном заводе имени Октябрьской революции.

Это усовершенствованная версия легендарного МРС-150. Проект такого типа был разработан еще в СССР и до сих пор считается наиболее успешным для работы в прибрежной зоне. Судно новой серии стало длиннее на полтора метра, дальность плавания выросла до 100 морских миль, а трюм вмещает на 10 тонн рыбы больше. Сейнер оснащен современным снюрреводом датского производства. Он может использоваться в прибрежном рыболовстве для добычи лосося, трески, палтуса, камбалы и наваги. Новые суда добрались до Усть-Камчатска из Благовещенска своим ходом за три недели.

Свой маломерный флот обновляет и колхоз им. В.И. Ленина: 12 июня 2021 года по его заказу началась постройка первого сейнера из шести. Проект разработан специалистами ООО «Форсс Технологии» в Санкт-Петербурге. Капитаны и отделы колхоза помогли сформировать облик судна и максимально адаптировать его к условиям промысла на Камчатке. Длина сейнера составит 26,45 метра, мощность главного двигателя – 441 кВт.

Судно будет работать на промысле донно-пищевых объектов, а также вести лов ставными неводами, доставляя сырец для переработки на берег. Предусмотрена возможность плавания в узкостях (реках, узких и сложных фарватерах).

Судно строится на верфи камчатского ООО «НПЦ «Торсиотест» на территории СРВ. Заказ на постройку всех шести судов серии должен быть выполнен к маю 2025 года.

Солидный средний класс

Будущее среднетоннажного флота на Камчатке представляют новые траулеры-сейнеры колхоза им. В.И. Ленина, которые построены на верфи «Янтарь» в Калининграде. Проект разработан норвежской компанией Skipskompetanse AS. Длина судна – 50,6 м, ширина – 12 м. Мощность главного двигателя – около 2 200 кВт, двух вспомогательных дизель-генераторов – 750 кВт. Конструкция предусматривает работу донным и пелагическим тралами, снюрреводом и кошельковой сетью.

Суда прибыли на Камчатку по очереди в 2019–2021 годах Южным морским путем. Переход в 13 тысяч миль занимал в среднем два месяца. Все суда пришли полностью исправными, за что надо сказать спасибо и судостроителям, и экипажам.

Когда-то колхоз мог доставлять свежую рыбу на береговую переработку только из ближайшей подзоны – Петропавловск-Командорской. Доставлять улов из других районов промысла без потери качества было невозможно. Из-за этого береговые мощности были ограничены в сырце и не развивались. Новые среднетоннажники решили эту проблему. Они могут доставлять сырец свежим из всех районов, где ведут промысел. Конструкция сейнера устроена так, что орудия лова не поднимают рыбу на борт. Когда она попадает в куток, ее прямо оттуда откачивают насосом в трюмы, заполненные водой. Вода набирается за бортом прямо в районе промысла и при необходимости охлаждается почти до нуля градусов. Такая температура поддерживается автоматикой судна во все время нахождения рыбы в трюмах до сдачи на берег.

Такой метод промысла был отработан еще на судне «Громобой», которое колхоз приобрел в 2015 году в Норвегии. Единственное отличие в том, что «Громобой» забирает улов только у борта. Это не совсем удобно, потому что судно приходится останавливать, и при большом волнении моря выборка бывает трудоемкой. Новые суда могут брать рыбу и у борта, и у кормы. При кормовом процессе траулер не останавливается, идет дальше, экономя время перехода.

Суда работают в связке с новой береговой фабрикой колхоза, которая была открыта два года назад. Когда свежайший сырец поступает на самое современное перерабатывающее оборудование, получается превосходная продукция, которую можно увидеть на торговых прилавках колхоза им. В.И. Ленина.

Суперлига

Новый супертраулер Океанрыбфлота «Георгий Мещеряков» может по праву считаться флагманским судном не только одного предприятия, а всей рыбацкой Камчатки.

«Георгий Мещеряков» строился на турецкой судоверфи «Терсан». За основу взят один из проектов норвежской компании Skipsteknisk, который доработан с учетом рекомендаций и опыта камчатских рыбаков.

Характеристики траулера впечатляют. Он длиннее БМРТ: 108 метра против 105. А его эффективность на порядок выше. Он может в сутки перерабатывать порядка 450 тонн сырца. 12 технологических линий позволяют получать широкий спектр продукции, включая жир и муку, что делает производство безотходным.

Новое судно предназначено для добычи пелагических и донных видов рыб, а также приемки и переработки лосося. Поэтому календарный план его работы достаточно широк. Широкой будет и география. Судно настолько надежно, что сможет трудиться в самых сложных районах вплоть до Арктики. Автономность – 11 месяцев, а запас прочности – как минимум 20 лет.

150 рыбакам и заводским работникам обеспечены комфортные условия для работы и отдыха: удобные каюты, сауна, прачечная, спортзал.

В ноябре 2021 года «Георгий Мещеряков» покинул Турцию и взял курс на Камчатку. Ему предстоял долгий переход через Мраморное, Эгейское, Средиземное моря, Индийский и Тихий океаны. Наконец, 18 января 2022-го «Георгий Мещеряков» прибыл в Петропавловск-Камчатский, чтобы занять достойное место на промысле.

Тем временем на верфи «Терсан» продолжается работа над вторым судном этой серии «Владимир Бирюков». Траулер был спущен на воду в июне 2021 года.

Перспективы

Завершая разговор о флоте, упомянем три проекта, которые уже обретают материальное воплощение. Причем все они имеют необычную для российского рыболовного флота архитектуру, которая должна улучшить их ходовые характеристики.

В августе 2019 года на калининградской верфи «Янтарь» состоялась закладка траулера «Виктор Гаврилов» для колхоза им. В.И. Ленина. Его длина – 121 м, ширина – 21,6 м. Носовая оконечность траулера выглядит так: почти вертикальный форштевень и сильно выступающий вперед бульб. Это техническое решение принадлежит финской конструкторской компании Wärtsilä. Супертраулер сможет добывать пелагические виды рыб, а также принимать и перерабатывать уловы с других судов.

В феврале 2021 года на Северной верфи в Санкт-Петербурге стартовало строительство морозильного траулера-процессора «Капитан Коротич» для компании «Акрос». Конструкторская документация разработана отечественным бюро Nautic Rus. Проектная длина траулера составляет 81,6 м, ширина – 16 м. Судно имеет капсулообразную форму носовых обводов с оконечностью типа Enduro Bow.

В мае и октябре 2021 года завод «Верфь братьев Нобель» в Ярославской области начал постройку двух траулеров для камчатского ООО «РПЗ «Сокра». Над проектом трудились специалисты инжинирингового ООО «Адомат» в Калининграде.

Длина – 44,15 метра, ширина – 12 метров. Судно сможет вести промысел тралом и снюрреводом. Для хранения сырца будут использоваться DC-танки глубокого охлаждения, заполненные жидким льдом. Одна из особенностей траулера – вертикальная форма носа, как у современных представителей ледокольного флота.

Безусловно, международные санкции в отношении России могут затруднить реализацию этих проектов, но не остановят их. Отечественные верфи уже сталкивались с такими проблемами при постройке траулеров-сейнеров для колхоза им. В.И. Ленина, однако это не помешало им выполнить свою работу качественно и в срок. Мы верим, что так будет и в этот раз.

07:00
1826
Николай Болдецов
05:08

Торинцест должен построить первый мрс в июле этого года, но чувствуется, что и в 2025 году этого не произойдёт.

Достойный пример на примере рыбколхоза имени Ленина.

Николай Болдецов
05:11

Заодно рассказали бы, как работают на промысле траулеры-сейнеры колхоза Ленина «Ленинец»,«Командор» и «Василий Каплюк»… народ жаждет знать подвиги своих героев...

Загрузка...