Чей ты, «Лосось с Камчатки»?
В разные годы в России было зарегистрировано около трех десятков товарных знаков со словом «лосось», однако камчатские добытчики этой рыбы пока не проявляют большую активность в брендировании своего товара.
Среди запатентованных товарных знаков, использующих лосося как марку, есть «Русский лосось», «Тихоокеанский лосось», «Курильский лосось», «Мурманский лосось». Есть «Дикий лосось», даже «Бешеный лосось» и «Поющий лосось». А как насчет лосося камчатского?
На нашем полуострове воспроизводится примерно пятая часть мировых запасов дикого тихоокеанского лосося. Сама природа велела нам создать камчатский лососевый бренд. Первая такая попытка была сделана 17 лет назад. Идея принадлежала Сергею Синякову, который хорошо известен в рыбацких кругах. Сергей Анатольевич работал в КамчатНИРО (камчатском отделении ТИНРО) с 1983 года. В 1993–1998 годах заведовал лабораторией динамики численности и прогнозирования лососей. В 1998–2002 годах – директор КамчатНИРО. В 2005 году он как частное лицо запатентовал торговую марку и логотип «Дикий лосось Камчатки».
Сергей Синяков объясняет свою идею так: «Камчатский лосось должен стать узнаваемым продуктом на российском и международном рынке рыбы вообще и лосося в частности. Камчатский дикий лосось и норвежский искусственно выращенный – это разные лососи. Норвежский – массовый продукт, как в свое время «ножки Буша», а камчатский – как рябчик. Крабы стоят дороже крабовых палочек, потому что покупатель отличает палочки от крабов. Надо научить покупателя так же различать лососей».
Увы, бренд «Дикий лосось Камчатки» оказался почти не востребован.
«За все время его существования он был использован только один раз. «Камчатимпэкс» выпустил под этим брендом ограниченную партию продукции для представительских целей. Возможно, камчатский бизнес был еще не готов использовать брендирование. Возможно, я не приложил достаточно усилий, чтобы знак заработал», – рассказывает Сергей Синяков.
В 2014 году срок регистрации этого товарного знака истек. Спустя пять лет ООО «Афанасий» из Твери зарегистрировало товарный знак с очень похожим названием «Дикий лосось с Камчатки», который продолжает действовать. В реестре товарных знаков также числится бренд «Камчатский лосось», но он тоже запатентован не камчатцами, а жителем Ростова-на-Дону.
Согласно информации Роспатента, на сегодня камчатский бизнес владеет одним региональным лососевым брендом. Правда, в его названии указан не лосось вообще, а только один его вид – нерка. Бренд «Камчатская нерка» был зарегистрирован в 2018 году. Исключительное право на его использование получило ООО «Витязь-Авто».
Тем временем на российский рынок продолжает поступать рыбная продукция неизвестного происхождения, на которую ушлые продавцы лепят этикетки «Камчатский лосось», «Камчатская икра». Люди тратят на ее покупку немалые деньги, свято веря, что слово «Камчатка» гарантирует качество. Пробуют, плюются и клянут камчатских производителей, которые не виноваты. Впрочем, некоторая вина на наших компаниях все-таки лежит. Если бы они активнее защищали Камчатку как бренд, недобросовестным коммерсантам из других регионов было бы труднее толкать неликвид под видом камчатских товаров.
Кирилл МАРЕНИН.