В этот день много лет назад

В этот день много лет назад

Тосковать по камчатской рыбе я стала на второй месяц после переезда на ПМЖ с полуострова на материк, в Ростов. Нет, родной город (здесь родилась и выучилась) встретил хорошо. На своем месте, на Большой Садовой, так и стоит здание, где когда-то работал отец, который в 1952 году по направлению министерства уехал работать в Главкамчатрыбпром. И даже флюгер в виде морского конька на здании до сих пор. Только вместо больших аквариумов магазина «Океан», в которых плескалась донская и черноморская рыба, теперь витрины универмага детской одежды.

Зато на легальных и нелегальных базарах рыбы много (по цене хорошего мяса), и ее вам даже бесплатно почистят. Но не та рыба, не та… И поэтому в Ростове я открыла для себя очевидную истину: рыба рыбе рознь. И рыбак рыбаку тоже не всегда родственник. Кто с удочкой, а кто с БАТМом. Кто на рыбалке отдыхает от сварливой жены, а кто, выходя в экспедицию на полгода, кормит не только свою семью, но и полстраны…

Ежегодный праздник День рыбака официально, по указу Президиума Верховного Совета СССР, начали отмечать в стране с 1965 года. Это было время, когда рыбную отрасль возглавлял Александр Акимович Ишков. Кстати, выпускник Ростовского-на-Дону вуза, работавший в рыбацких управлениях Северного Кавказа. Это при его руководстве рыбаки сменили «удочки» на крупнотоннажные суда, разработали современные технологии, стали осваивать Мировой океан и вести переработку рыбы в местах ее вылова.

Нет, я не знаю, как отмечался первый День рыбака. Но у меня сохранились несколько номеров «Рыбака Камчатки» более поздних лет. По праздничным номерам можно «прочитать» не только, чем жила страна, но и как жили рыбаки, которые кормили страну.

14 июля – День рыбака. Это наш день

В 1991 году ко Дню рыбака «Рыбак Камчатки» вышел с неожиданным для первой полосы праздничного номера снимком. Это не современный траулер, не большой цех по переработке рыбы, не лица передовиков и их начальников. Это фото небольшого дачного домика, на фронтоне которого нарисованы море, чайки и прикреплен настоящий спасательный круг с надписью «Тихая гавань». Помню, что домик увидела недалеко от своего дачного участка. И остановилась. Мне показалось, что этот дом – символ жизни каждого рыбака, который вкалывает в море по полгода и выживает только потому, что каждый надеется на свою «Тихую гавань». Поразившую меня «гавань» построили Струйские: Галина Андреевна, Павлик и Анатолий Афанасьевич, который одиннадцать лет рыбачил на судах БОРа. И постепенно тоска по берегу вырисовалась в незамысловатый эскиз дома с просторной верандой и широкой теплой печью. На шести сотках, на которых полезные грядки и неполезные березы, но нетронутые топором.

На первой полосе рядом с «Тихой гаванью» мы разместили небольшое фото ветки яблони, которая расцвела на Ключевской аккурат накануне Дня рыбака. Там было две яблони. Я знаю, что их уже нет. Но «Тихая гавань», очень надеюсь, еще стоит.

Я потом показывала этот домик одному американскому гостю, которого привел Петр Хоментовский, камчатский биолог с мировым именем. Мы «протащили» его коллегу по многим дачным участкам, показывая, что на них выращивают и что строят. И американец отреагировал: «Пока вы будете вымирать, мы уже вымрем. Вы можете то, что мы уже не можем», – сказал он.

Тот год был годом всеобщей ломки под название «перестройка». В стране был плохо с продовольствием, охраной рыбных ресурсов и т. д.

С чем останемся мы? Вопрос, на который трудно ответить даже министру

В 1992 году День рыбака приходился на 12 июля. Этого номера у меня под рукой нет, и в компьютерах редакции его нет, так как ни одного компьютера у «РК» еще не было. Но помню, чем, кроме праздничных хлопот, были заняты умы рыбаков. К примеру, Камчатрыбпром в июле преобразовывался в акционерное общество закрытого типа. По указу президента Ельцина об акционировании, изданному накануне Дня рыбака, 1 июля, надо было до ноября решить все проблемы.

На Камчатку после Дня рыбака снизошел министр иностранных дел Андрей Козырев. Он объяснил свое появление, среди прочего, политическими интересами: «продемонстрировать флаг». Как хочешь, так и объясняй с позиции сегодняшнего дня. На встрече с ним в зале областной администрации присутствовали и рыбаки. Вот они и поддали Козыреву. Почему урезают наши квоты? Когда запретят иностранному флоту грабить Охотское море? Почему уже действует Соглашение о переносе границ в Беринговом море, если оно не ратифицировано Государственной Думой? Где гарантии, что откажутся от передачи Курильских островов Японии? Чем нам кормить людей, если не довозят продукты питания, определенные госзаказом? Министр не ответил на эти вопросы. А рыбаки получали перед экспедициями паек, оставляли дома, а сами уходили в море на чисто рыбное меню. А некоторые суда стояли из-за отсутствия топлива. Какой уж праздник в таких условиях?

11 июля – День рыбака. Поздравляем!

В 1993 году настроение не особо отличалось от предыдущего года. Хотя одновременно с Днем рыбака отмечали и 75-летие рыбной промышленности…

«День рыбака мы встречаем в сложных условиях проведения реформ на пути к рынку. Рыбное хозяйство разделило судьбу экономики России и переживает те же трудности, что и вся страна. Но они преодолимы, потому что нам удалось сберечь самое ценное – людей, сохранить производство, науку», – написал в своей радиограмме председатель Комитета по рыболовству Корельский.

А губернатор Бирюков в интервью «Рыбаку Камчатки» сказал: «Поздравляя всех рыбаков, их семьи с Днем рыбака, желая им всяческих успехов, преуспевания в их делах и планах, всё же хочу предостеречь: пусть азарт в погоне за прибытком не затмит им разум, не лишит осторожности. Море и речка не прощают оплошностей человека. Ни вчера, ни сегодня»…

Друг, прости, что твой рейс затянулся

Море не только кормит рыбаков, но и забирает их. В Траловом флоте, от которого пошла рыбацкая Камчатка, каждый День рыбака вспоминали погибших. На акватории Авачинской губы с борта судна спускали поминальные венки. На церемонию приглашали родных и близких погибших, ветеранов флота. «Можно с детьми», – уточнили в опубликованном «Рыбаком Камчатки» объявлении. Но в базе флота считали, что нужны и другие знаки памяти, кроме венков.

И вот в 1996 году накануне Дня рыбака, 14 июля, прямо над портом, напротив здания Тралового флота, была открыта мемориальная стела, посвященная памяти рыбаков, не вернувшихся на берег. На черных досках были выгравированы фамилии 115 членов экипажей четырех судов, погибших в разные годы.

Мотобот «Кит» вышел из Петропавловска в 10 утра 31 октября 1938 года с грузом горючего и десятью пассажирами. Последнее сообщение от «Кита» пришло, когда он был в 30 милях от порта, с траверза мыса Налычево. Поиски мотобота продолжались почти месяц, до 27 ноября. Но мотобот исчез вместе с экипажем и пассажирами.

Траулер «Восток» вышел из бухты Жировой 1 января 1952 года и в 23 часа должен был прибыть в Петропавловск. Но не прибыл, и на связь не вышел. А вскоре у мыса Низменный нашли предметы с «Востока», а в бухте Раковой – тело повара Анны Ивановны Твороговой.

СРТР «Ключевской» шел в составе каравана судов на лов камбалы в Берингово море. Капитан Руднев за два часа до нового 1962 года вышел на связь. Как оказалось, в последний раз.

Траулер «Карага» 19 февраля 1966 года вышел на поиски скопления рыбы. В ночь на 21 февраля поднялся ураганный ветер, началось обледенение, траулер потерял остойчивость и перевернулся. Его нашли 27 февраля в районе острова Уташуд, в двух милях о берега, на глубине 32 метра. На борту было тело только начальника рейса Каманина…

Капитан Тралфлота Николай Константинов написал стихи, в которых есть такие строки:

«Молодое лицо восстает из вчера.

Друг, прости, что твой рейс затянулся»…

20 тысяч за удовольствие

Ко Дню рыбака 1997 года для выпуска номера журналист Елена Чхань получила задание накрыть праздничный стол из рыбных продуктов. Сейчас трудно подсчитать, сколько это в нынешних ценах. Вот, что она написала: «В «Холкаме» жиденькими рядами выставили консервы Петропавловского РКЗ, нерку в собственном соку по 5 500, икру минтая пробойную от Камчатрыбпрома по 7 300, салаку пряного посола из Эстонии – 12 тысяч рублей. В магазине «Океан» в большом зале прилавки пустые. Только немного копченой чавычи, немножко свежемороженой белорыбицы и три вида консервов… Купив «акросовского» краба по 59 тысяч за кг, купила терпуга в вакуумной упаковке, почему-то проданного, как кипперсы, и давно невиданный палтус. Тщательно скрепив товарные чеки для отчета коллективу, я пошла накрывать на стол: ждали губернатора». Бирюков традиционно встречался с коллективом газеты накануне Дня рыбака, и мы могли «из первых рук» получить информацию.

В тот год через газету приглашали «милых девушек самого рыбацкого из всех городов России» на отборочный тур для участия в костюмированном шествии в традиционном конкурсе «Мисс Сирена – 97» на предстоящем празднике День рыбака. А для народа на стадионе «Спартак» состоялся большой концерт, в котором выступили Валерий Сюткин с новой программой, Анастасия, группа «Братцы» и балет «Кураж». Взрослый билет – 50 тысяч, детский от 5 до 12 лет – 20 тысяч.

Поднимем тост за тех, кто в море!

Номер «РК» накануне нашего праздника 1998 года (он приходился на 12 июля) был под всегда актуальным лозунгом «За тех, кто в море!».

Дни накануне праздника, как и жизнь, были разными. В стране разразился скандал: правительство дало разрешение «Дальморепродукту» купить американский «Монарх» – самый большой траулер в мире, который мог заменить целую флотилию российских добытчиков, лишив их работы. Камчатцы надеялись, что собравшийся в Москве съезд работников рыбного хозяйства России выступит против «Монарха». Но очередная, шестая за последние семь лет реорганизация рыбацкой отрасли привела к тому, что «наверху» были сельхозники, вероятно считавшие, что рыбак – это тот, кто с удочкой. И съезд нашим рыбакам не помог. И если нижегородские оборонщики пошли маршем на Москву требовать зарплату, то камчатцы в то трудное время продолжали вкалывать и кормить страну.

Но настроение накануне Дня рыбака было приподнятым. «Рыбак Камчатки» даже позволил себе похулиганить, опубликовав коллаж, где около костра на общем фото были президент Ельцин с большой рыбиной и редактор «РК». И вопрос под снимком: «Какую уху варите для народа, Борис Николаевич?».

Пусть тралы и кошельки будут полными!

День рыбака 2001 года был первым праздником при новой камчатской власти. В декабре предыдущего года состоялись выборы губернатора, на которые не стал выдвигаться профессиональный рыбник Бирюков. И рыбаки «поставили» на его зама – Бориса Синченко. Его с минимальным перевесом обошел Михаил Машковцев. И началась борьба нового губернатора против «рыбных генералов», а заодно и с «Рыбаком Камчатки». Да такая, что очередной скандал случился накануне самого Дня рыбака, о чем газета вынуждена была написать в праздничном номере. Впрочем, в нем и других скандалов хватало – и о спорном переделе лимитов, и о банкротстве предприятий. Подробнее о том периоде в жизни области можно прочитать в книге «Когда жили динозавры (о чем писали и не писали в газетах)». Глава так и называется: «Смена эпох». Как Камчатка это выдержала?

День рыбака – праздник тех, на ком держится Камчатка

2002 год был очередным годом борьбы камчатских рыбаков за выживание. Но программа праздника была богатой. Наши всегда умели не только работать, но и отдыхать. Два дня праздновали. Площадки и в городе, и в районах. На спиннинговый лов любители собрались аж на реку Большую, в Сероглазке устроили «Морскую сказку». У драмтеатра пели Саруханов и Бабкина. А на Театральной площади, у Култушного озера, молодые журналисты «Рыбака Камчатки» разыграли маленький спектакль…

Я не знаю, каким будет программа Дня рыбака – 2022. Наверняка все постараются сделать его по-настоящему праздничным. Но говорят, что человек счастлив тогда, когда он с удовольствием идет на работу (в море), и с удовольствием возвращается домой (на берег). Вот этого я всем и желаю! С праздником!

Ольга КОСМЫНИНА, ответственный секретарь «Рыбака Камчатки» в 1991–1994 годах, главный редактор газеты в 1994–2002 годах, г. Ростов-на-Дону.

14:45
2256
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...