Вокзал для двоих… на 200 человек

Вокзал для двоих… на 200 человек

Пять лет назад в Петропавловске открылся новый морской вокзал. С этим проектом были связаны большие надежды. Но они пока не оправдались.

Первый морской вокзал на Камчатке был открыт в 1963 году в Петропавловске. Он был не только вокзалом – настоящим центром социальной и культурной жизни города. Внутри располагались кассы аэрофлота и кабинеты различных служб. В здании вокзала находился и самый шикарный ресторан города «Океан». По воспоминаниям старожилов, в «Океане» в свое время выступали Михаил Шуфутинский и Михаил Гулько.

В 1971 году на Камчатке произошло сильное землетрясение. Сила толчков в Петропавловске доходила до восьми баллов. Но вокзал выстоял – только стена треснула. Не выдержал он тишины и безлюдья, которые ждали его в будущем.

В 1990-х морские пассажирские перевозки прекратились. Государство потеряло интерес к вокзалу; он опустел. Здание стало ветшать. В 1998 году его попытались реанимировать. Начали работы по сейсмоусилению. Но в 2001 году из-за нехватки денег стройка встала. Вокзал окончательно превратился в памятник бесхозяйственности и ославился на всю страну. Один из столичных журналистов сравнил его с железнодорожным вокзалом Грозного после штурма в январе 1995-го. А полпред Президента на Дальнем Востоке Камиль Исхаков, увидев морвокзал, спросил местных чиновников: «Вас бомбили?».

В октябре 2005 года президент страны издал указ о мерах по развитию Камчатской области и Корякского автономного округа. В числе прочего поручалось реконструировать морвокзал.

В 2009 году в Росморречфлоте, на балансе которого находился вокзал, решили строить новое здание: реконструкция обошлась бы дороже. В 2010 году морской вокзал снесли. Спустя два года на его месте заложили памятный камень в основание будущего здания. Еще спустя два года, за которые успел смениться подрядчик, началось строительство. На бумаге вокзал обещал стать уникальным объектом для региона: здание воздвигали на 117 резинометаллических опорах для снижения сейсмических нагрузок – это первый опыт использования такой технологии на Камчатке. На строительство в общей сложности ушло около 2 тысяч тонн металла и полмиллиарда рублей.

Наконец, в 2017 году новый морской вокзал открыл свои двери! Четырехэтажное монолитное здание общей площадью более восьми тысяч квадратных метров с лифтами рассчитано на пребывание двухсот человек. По проекту в нем должен был разместиться комплекс организаций для обслуживания туристических потоков, включая ресторан на 50 посадочных мест. Но что-то пошло не так.

То ли авторы проекта где-то просчитались, то ли возложили на него слишком большие надежды. Еще до начала пандемии, когда туриндустрия работала в обычном режиме и в Петропавловск заходили круизные суда, большинство помещений вокзала пустовали. Согласно справочнику 2GIS, сегодня в этом здании по адресу: Вокзальная площадь, 1 находится только шесть организаций: филиал Росморпорта, транспортная прокуратура, пункт полиции, салон «Виктория», две фирмы («Экоцентр» и «Профит») – едва ли они вместе займут полностью хотя бы один этаж.

Да, к причалу вокзала регулярно швартуются грузопассажирские суда, которые обслуживают побережье полуострова, совершают рейсы в Никольское. В прошлом году здесь на короткое время швартовались яхта Тинькова и парусник «Паллада». Но стоило ли ради таких мизерных работ строить четырехэтажное здание?

Мы обратились в Росморречфлот с просьбой прокомментировать ситуацию с новостройкой. Но там считают, что вокзал отрабатывает вложенные в него деньги и силы на все сто.

«Здание морского вокзала задействовано полностью и функционирует по прямому назначению. С 2018 года по сегодняшний день морским вокзалом воспользовались 31 555 пассажиров, из них более 14 000 – граждане иностранных государств, прибывшие на круизных судах. Морской вокзал круглый год принимает суда, выполняющие туристические программы, а также обслуживает линейные рейсы каботажного плавания. Глубины вдоль причальной стенки достаточны и позволяют обеспечить швартовку судов с большой осадкой заграничного и каботажного плавания», – сказали нам в пресс-службе Росморречфлота, отметив, что с 2020 года в связи с распространением коронавирусной инфекции круизная навигация приостановлена.

А вот губернатор края Владимир Солодов менее оптимистичен в оценках.

«Что город получил от того, что морвокзал построили? Ничего. Так получилось, что морвокзал есть, а толку от него нет. Одна из главных задач состоит в том, чтобы таких объектов было как можно меньше», – сказал Владимир Солодов, комментируя крупные строительные проекты на Камчатке.

Кстати, мы запросили в Росморречфлоте данные о том, во сколько обходится государству содержание морского вокзала. Нам ответили, что эта цифра не подлежит разглашению.

Ну а пока морской вокзал годится разве что для «постапокалиптического» туризма. Если хотите почувствовать себя героем фильма-катастрофы про обезлюдевший мир, добро пожаловать на Вокзальную площадь, 1. Можно посидеть в пустом зале ожидания и вспомнить время, когда морвокзал был сердцем города, когда здесь шумели веселые компании пассажиров, играла музыка и встречались влюбленные.

11:35
2609
Владтмир
12:03

В ходе принятия решения по строительству морвокзала был представлен абсолютно другой проект с достаточно хорошей архитектурой. Откуда после утверждения взялся этот пакгауз широкой общественности ни кто не удосужился объяснить.

Алекс
13:35

Не могут нормальную автобусную остановку на Вокзальной площади сделать. Деятели. 

Федот
16:36

В советское время был нужен морвркзал, потому что существовало пассажирское судоходство, были пассажирские корабли типа «Советский Союз», «Петропавловск». Была постоянная морская линия Камчатка — Владивосток. С вокзала был регулярный рейс в Вилючинск. А на что надеялись, когда строили новый вокзал? На круизники, которые будут ходить летом раз в месяц? Да и тех уже нет. 

Николай Болдецов
01:14

То, что от транспортной прокуратуры нет никакого толка — НЕОСПОРИМО!

Семён Семёнович
10:14

С 2018 года по сегодняшний день морским вокзалом воспользовались 31 555 пассажиров… Это по 17,3 пассажира в день за пять лет? Сильно.

Юрий Васильевич
17:08

Дикость. А как по-другому денег украсть? Сначала проект в список пропихнуть, а потом и подмену сделать. Идеальная ситуация. К тому же и ссылать уже дальше некуда. Камчатку превращают в отстойник для уголовников для Мурманска, для Приморья.

Грузчик портовый
21:19

Слышал, что у вас и аэровокзал строят такой же ультрасовременный принимать толпы туристов. Удачи, ребята

Загрузка...