Ущерб неизвестен

Ущерб неизвестен

Кроноцкий заповедник понес значительный экологический урон. Но никто не знает размер ущерба, который причинили природе. Именно такой вывод можно сделать после прочтения приговора в отношении сотрудников заповедника.

Напомним, что отправной точкой расследования и последующих обвинений в деле сотрудников заповедника стали показания учредителя ООО «Экология» Виталия Дрозда, который заключил с генпрокуратурой досудебное соглашение о сотрудничестве.

По версии следствия, которую Петропавловск-Камчатский городской суд признал доказанной, бывший директор ФГБУ «Кроноцкий государственный заповедник» Тихон Шпиленок создал организованную группу из подчиненных и коммерсантов, чтобы похитить часть бюджетных денег. Эти деньги выделялись на генеральную уборку заповедника от хлама и отходов, которые копились там со времен СССР. На его территории находятся расселенный поселок Кроноки, брошенные пограничная застава, военная часть ПВО, база буровиков, сейсмостанция. Все эти объекты – источник мусора, в том числе опасного. По заповеднику были разбросаны цистерны с остатками горючего, генераторы, остовы автомобилей, металлоконструкции и т. д.

Два контракта на уборку заповедной территории заключили по итогам конкурсов, которые прошли в 2015 и 2016 годах. Если верить материалам дела, администрация заповедника обеспечила победу ООО «Экология» по предварительной договоренности с хозяином этой компании. По словам Виталия Дрозда, одним из условий победы было его согласие на откат 10 процентов от суммы сделки для «влиятельных людей в Москве».

В итоге «Экология» выполнила свои обязательства не полностью. Компания вывезла из заповедника порядка 500 тонн металлолома. Но это не весь хлам, который долгие годы загрязнял особо охраняемую природную территорию. Вывезти остальное «Экологии» было не по силам из-за больших расстояний, отсутствия дорог, короткого срока навигации и так далее.

Из показаний работников ООО «Экология» и специалистов, наблюдавших за их деятельностью в заповеднике, следует, что энное количество мусора закопали там, где нашли, либо сожгли, чтобы создать видимость полностью выполненной работы. Вот несколько примеров, которые перечислены в приговоре со слов свидетелей.

На мысе Козлова разрезали на части и закопали механизм пресса внушительных размеров. На мысе Кроноцком закопали демонтированные металлобетонные строения, старые аккумуляторные батареи, прочий бесхозный инвентарь. Старую баржу, которая находилась около ручья Кедрового, разрезали бензорезами, но некоторые ее части не вывезли, а закопали. В прибрежную полосу бухты Ольга свозили и сжигали остатки деревянных строений. Там же выкорчевали и закопали бетонную вертолетную площадку. Примерно в 100 метрах от устья реки Ольга закапывали бочки с мусором. В бывшем поселке Кроноки сжигали разобранные деревянные дома, фундаменты закапывали. Остатки военных объектов (радары, цистерны, запчасти) тоже закопали.

Привлечь Тихона Шпиленка к уголовной ответственности следователи не смогли, так как он скоропостижно скончался в 2016 году. В судебном процессе он упоминался как «лицо, в отношении которого уголовное дело прекращено в связи со смертью». На скамью подсудимых сели четыре сотрудника заповедника, которых суд приговорил к разным срокам лишения свободы.

Виноваты ли именно эти четверо? Суд считает, что да. Многие экологи и специалисты заповедного дела уверены, что сотрудников Кроноцкого осудили несправедливо. Конечно, судьбы людей – это важно. Но есть еще один важный вопрос – об экологическом ущербе.

Если часть отходов действительно захоронили и сожгли в заповеднике, то это нанесло его экосистеме вред, который надо устранять. Но насколько велик этот вред и где точно находятся захоронения? Следствие и суд на этот вопрос почему-то не ответили.

Мы спросили Министерство природных ресурсов и экологии России, известно ли ведомству, какое количество отходов работники «Экологии» захоронили в заповеднике, будет ли этот экологический ущерб ликвидирован.

«Так как на данный момент продолжаются судебные разбирательства по данному вопросу, министерство не может разглашать информацию о проводимых мероприятиях и давать какую-либо оценку», – ответили в пресс-службе министерства.

Пока нам предлагают просто смириться с мыслью о том, что почва Кроноцкого заповедника нашпигована хламом разной степени опасности в неизвестных координатах и в неизвестном количестве. Это при том, что заповедник – объект всемирного природного наследия и находится под охраной ЮНЕСКО.

Добавим, что проект по генеральной уборке Кроноцкого заповедника был пилотным. Предполагалось, что после его успешного завершения этот почин подхватят особо охраняемые природные территории по всей стране. Но, после такого скандала, кто знает, когда это случится.

Кирилл МАРЕНИН.

11:25
3508
Я так думаю
16:39

Учитывая с кем близко общался и вел дела Шпиленок, можно предположить на кого первоначально собирали компромат. Собрали, в сейф положили до нужного момента, а потом спихнули дело местным следователям, чтобы искали стрелочников.

Загрузка...