Ищи хештэг #этноэкология

Ищи хештэг #этноэкология

Коренные жители Севера и Дальнего Востока по праву считаются первыми экологами этой территории, и нам у них учиться и учиться. Участники форума «Экосистема. Заповедный край» получили урок бережного отношения к природе; в его основе – многовековой опыт малочисленных народов.

Экология, рациональный промысел, безотходное производство и минимализм – эти понятия вошли в нашу жизнь только во второй половине XX века. Но смысл, заложенный в них, наполнял существование коренных малочисленных народов Севера на протяжении тысячелетий.

«Кочевые народы жили в полной гармонии с природой, не нанося ей непоправимого вреда. И в суровых условиях создали своеобразные методы жизнеобеспечения, рациональные приемы ведения хозяйства. С позиции сегодняшнего дня это уникальный уровень культуры, и в первую очередь – экологической», – сказал когда-то камчатский писатель, исследователь истории быстринских эвенов Кирьяк Черканов.

Эти слова точно характеризуют нравственный уклад коренных жителей Сибири и Дальнего Востока. Для них окружающая среда была живым возвышенным существом. Одушевление природы для многих людей XXI века непостижимо. Однако на просторах тундры и тайги, где живут аборигены, такую систему ценностей исповедуют до сих пор.

Опытом предков и единомышленников делились участники сессии «Традиционные практики коренных малочисленных народов России в сохранении природы», которая прошла 1 сентября на форуме «Экосистема. Заповедный край». Послушать их пришли ребята, приехавшие из Приморского, Ставропольского и Алтайского краев, Ростовской и Ярославской областей.

«Мы верим, что природа оживотворена, и ведем с ней постоянный диалог», – так в начале разговора сформулировал отношение аборигенов к среде обитания Анатолий Алексеев, историк-этнограф и заслуженный работник образования Республики Саха (Якутия), эвен по национальности.

На Камчатку эвены пришли во второй половине XIX века. Они уже приняли православие, но при этом сохранили глубинную связь с природой, что было отражено в их одежде, кухне, фольклоре. На полуострове эвены переняли некоторые традиции местных народов, чем обогатили свое экологическое мировоззрение.

«Когда я родилась и росла в тундре, не знала такого слова – «экология». Но я всегда знала, что с природой надо быть на вы. По нашим традициям, приходя в лес, подходя к реке, сопкам, вулкану, надо обязательно мысленно с ними поздороваться. Нельзя громко в лесу кричать, тревожа зверей и птиц», – рассказала Лидия Банаканова, эвенка, заслуженный работник культуры России, режиссер этнокультурного центра «Мэнэдек» в Быстринском районе.

Она показала традиционную ловушку для речного лова лососей, которую издавна использовали эвены на Камчатке. Особая конструкция не калечит рыбу. Рыболов может взять из улова ровно столько, сколько ему требуется для пропитания, а остальных лососей без ущерба для них вернуть в реку.

«Мы привыкли проводить четкую грань между человеком и природой. Но для тех, кто живет в тундре, такой грани нет. В их понимании человек с природой – одно целое. Философия кочевого человека – не оставлять после себя материального следа, который может травмировать природу. Поэтому у него никогда не было мусора. Каждый кусочек, каждая ниточка шли в дело. Кухлянку из шкуры оленя носили по 30–40 лет», – отметила Надежда Закревская, член общественной организации молодежи коренных малочисленных народов Камчатского края «Дружба северян».

Да, цивилизация добирается до самых отдаленных уголков планеты. Туристы «селфятся» с дикими животными, не осознавая последствий такого поведения. Стойбища и национальные села соседствуют с промышленными зонами. Однако и сегодня возможно беречь природу, используя ее ресурсы. Об этом на примере своего региона рассказала Галина Косыгина, член правления ассоциации коренных малочисленных народов Севера «Ямал-потомкам!».

«80 процентов российского газа добывается на Ямале. Наш маленький полуостров обеспечивает теплом почти всю нашу страну. Здесь находится много топливно-энергетических комплексов, которые влияют на экологию. В то же время на Ямале сохранено самое большое в мире стадо домашнего северного оленя. Оленеводство остается для нас этнообразующей отраслью», – сказала Галина Косыгина.

2022-й объявлен в Ямало-Ненецком автономном округе Годом экологии. В регионе стартовал проект «Чистый Ямал», который поддержали местные газовые предприятия. Он предусматривает санитарную очистку земель, ликвидацию незаконных свалок, энергосбережение, сокращение выбросов парниковых газов. Этот опыт можно использовать по всей стране.

Участники сессии обсудили идею запустить в России экологическое десятилетие, чтобы через традиции КМНС транслировать экологическое отношение к жизни. Председатель «Дружбы северян» и модератор встречи Галина Кравченко предложила ребятам придумать хештэг для социальных сетей, под которым можно продвигать эту инициативу. В результате мозгового штурма родился хештэг #этноэкология. Первые публикации с этой пометкой уже появились в Сети.

В конце сессии Галина Кравченко угостила участников свежей камчатской шикшей и брусникой; ягоды она сама собрала по случаю на берегу Тихого океана. А уважаемые спикеры получили в подарок чумашки – посуду из бересты как символ борьбы с пластиком.

Один из экспертов, приглашенных выступить на сессии, представитель центра культурного наследия «Ханты» Виктор Банк прочитал ребятам стихи своей бабушки, хантыйской сказительницы и писательницы Марии Волдиной:

В моем сердце вся природа,

Добрый нрав и ум народа,

Что ветвятся, как деревья,

Полны света и доверья.

Как березка золотая,

Я свечусь на склоне лета –

Ничего я не скрываю,

Мне б успеть отдать все это,

Все вернуть земле и детям,

Перетечь в сердца и души,

Нет на свете доли хуже,

Чем отдать все это смерти.

13:45
683
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...